Приемы и способы развития внимания
Содержание:
- Упражнения для развития зрительной памяти
- Статичные упражнения
- Комментарии
- Почему ухудшаются память и внимание?
- Kompy.guru
- Замена слов в Ворде
- Развиваем память на звук
- Развитие сценической внимательности
- Как повысить внимательность и научить усидчивости?
- Метод 3: Скорочтение
- Эффективные упражнения и методики
- Средства для улучшения памяти
- Как еще улучшить память и концентрацию?
- Питание и режим дня
- Как сжать видео без потери качества: ТОП-15 программ и онлайн сервисов для уменьшения размера видео mp4, avi, mkv
- Как часто нужны тренировки?
- Игрушки, чтобы развить внимание
- Развитие внимания
- Интересные упражнения
- Оценка и тренировка с помощью тестов
- Как реагировать на отвлечения?
Упражнения для развития зрительной памяти
Кроме способов улучшения памяти, применяют разные методы её развития. Ежедневно выполняя несложные упражнения, можно научиться запоминать быстрее и лучше.
Простой и доступный метод развития зрительной памяти впервые озвучил русский художник-маринист Айвазовский. Предмет, пейзаж, группа людей рассматривается несколько секунд (не больше 10). Затем увиденное воспроизводится по памяти с закрытыми глазами. Объект представляется в мельчайших подробностях, как бы «вырисовывается» перед глазами. Можно мысленно задавать себе уточняющие вопросы об объекте, точном расположении деталей и предметов, цветах и материалах, движениях. Не открывая глаз, нужно постараться удерживать подробный зрительный образ и одновременно проговаривать описание. В первое время можно открывать глаза на пару секунд и снова пытаться восстановить увиденное с закрытыми глазами.
Такие нехитрые упражнения дополнительно тренируют умение запоминать подробности, из которых в итоге в памяти и складывается чёткая картина. Визуализация помогает отвлечься от собственных мыслей, улучшить внимание, стимулирует нормальную мозговую деятельность. Изначально яркие и пёстрые предметы можно запоминать частями: например, обратить внимание сначала на небольшой рисунок на яркой упаковке продукта, затем на шрифт названия, а в конце отметить цвет фона или деталь оформления
По этим деталям предмет можно найти из множества похожих
Изначально яркие и пёстрые предметы можно запоминать частями: например, обратить внимание сначала на небольшой рисунок на яркой упаковке продукта, затем на шрифт названия, а в конце отметить цвет фона или деталь оформления. По этим деталям предмет можно найти из множества похожих
Статичные упражнения
Эти игры можно использовать во время урока, сидя за партой. В некоторые из них можно играть командами, например, по рядам.
Зеркало
Двое человек поворачиваются друг к другу. Задача одного – представлять, что он смотрит в зеркало. И при этом делает какое-то свое обычное действие. Например, чистит зубы или причесывается. А второй должен зеркально отражать все движения партнера.
Важно не опаздывать и делать все одновременно. Для этого надо соблюдать условия:. — ведущему нужно начинать с очень медленных действий;
— ведущему нужно начинать с очень медленных действий;
— «зеркалу» необходимо быть очень внимательным, стараться чувствовать и предугадывать все движения партнера, чтобы точно их отразить.
Через 3-4 минуты водящий и «зеркало» меняются местами.
«Да и нет не говори»
Старая детская игра, которая помогает быть внимательным в своей речи. Начинаем упражнение с присказки: «черный, белый – не носи, да и нет – не говори!». Эти слова теперь запрещены в использовании.
Дальше сами, а потом кто-то из ребят, начинайте задавать всем по очереди вопросы. Задача ведущего – спровоцировать на ответ с использованием одного из запрещенных слов.
Например:
— Какого цвета платье ты наденешь на свою свадьбу?
— Бежевое.
— А тебе идет это цвет?
— Вполне.
— Это платье должно быть длинным?
— Да…ой!
Играть в игру можно, пока не начнет затихать интерес учащихся.
3 круга внимания
Это упражнение не такое веселое, как предыдущие, но очень важное. Оно является одним из базовых упражнений в системе Станиславского
Ребята научатся не только сосредотачиваться на чем-то одном, но и быстро переключать внимание. С этим у многих учеников тоже бывают сложности
1 круг внимания – сам человек и всё, что на нём
2 круг внимания – то, что находится рядом с ним. Обычно мы предполагаем соседа по парте или просто ближайшего человека.
3 круг внимания – все помещение и все предметы в нём.
Ведущий просит ребят сначала обратиться к 1 кругу. И найти на себе любой объект для изучения. Это может быть пуговица, родинка, ленточка и т.д. Теперь в течение минуты (чем младше дети, тем меньше) нужно не отрываясь смотреть на этот объект. Необходимо хорошенько изучить его, а также найти в нем что-то интересное, чего раньше не замечали. Например, родинка может оказаться похожей на цветок.
Дальше переходим ко 2 кругу. Изучаем любую деталь на другом человеке – резинку для волос, указательный палец и т.д. Стараемся сделать какие-то интересные наблюдения.
Для 3 круга находим любой предмет в отдалении. Часы, часть узора обоев, ручка на двери и т.д. Также изучаем минуту.
Следующий этап задания – это быстро переходить с одного круга на другой по хлопку и команде ведущего. Предмет каждый раз нужно выбирать новый.
Долго делать это упражнение не стоит, так как дети могут устать и потерять интерес.
В конце обязательно надо обсудить, что нового и интересного участники открыли в обычных предметах. Похвалите тех, кого посетили интересные творческие мысли. Хорошо, если вы вместе с ребятами придете к выводу, что внимательность – это ключ к новым открытиям и вдохновению.
Печатная машинка
Это тоже знаменитое упражнение из системы Станиславского. Оно требует полного сосредоточения внимания.
Между детьми распределяются буквы. По одной или по несколько – это зависит от количества участников. Теперь дети должны «напечатать» сначала слова, а потом целую фразу.
Правила такие:
- печатание обозначается хлопком в ладони (хлопает тот, чья буква идет по порядку);
- в конце слова все играющие встают;
- в конце фразы – дружный хлопок;
- если во фразе есть запятая, в этом месте все топают ногой;
- если кто-то сбился, «печать» слова или фразы начинается сначала.
Например, вы называете слово «кот». Дети, за которыми закреплены буквы «к», «о» и «т» хлопают по очереди
Важно делать это без задержки и заминки. После буквы «т» все участники встают со своих мест
Комментарии
Почему ухудшаются память и внимание?
Частыми причинами ухудшения памяти и снижения концентрации внимания являются следующие:
Травма головы. На какую бы часть головы не пришлась травма, это всегда чревато негативными последствиями.
Инсульт
Кровь не поступает или недостаточно поступает в участки мозга, отвечающие за память и внимание, поэтому и случаются нарушения.
Онкология или доброкачественное новообразование. Опухоль давить на важные участки головного мозга, что негативно сказывается на их работе.
Инфекционные заболевания
Даже безобидный насморк, если его не лечить, может вызвать серьезный воспалительный процесс, который может стать причиной снижения активности мозгового центра.
Нарушение обмена веществ
Мозгу важно, чтобы он был насыщен всеми необходимыми веществами. Если этого не происходит, то он перераспределяет свои ресурсы, оставляет меньшее их количество на процессы памяти и восприятия.
Информационные перегрузки
Мозг человека способен обработать ограниченное количество информации. Если происходит перегрузка, то он теряет интенсивность работы.
Нехватка витаминов. В основном, за работу мозга отвечают витамины группы В, они обязательно должны присутствовать в повседневном рационе.
Хронобиологическая защита клеток мозга
Постоянный стресс
Сильный хронический стресс блокирует участки мозга, отвечающие за память, поэтому важно научиться контролировать свое состояние даже при негативных жизненных обстоятельствах.
Недостаток сна или его неполноценность. Во сне мозг человека восстанавливается, вместо погибших клеток вырастают новые
Если сон нарушен, то процессы запоминания, концентрации и вспоминания будут нарушены.
Kompy.guru
Замена слов в Ворде
В текстовом редакторе от Microsoft предусмотрен набор инструментов для поиска и замены, которые позволяют решать куда более сложные задачи, чем та, что озвучена в заголовке нашей статьи. Рассмотрим общий алгоритм их использования, причем зайдем немного издалека – сначала найдем слово (слова) в тексте, которое требуется заменить, и затем сделаем это.
Быстрый переход к замене
Если необходимость в предварительном поиске и выделении (подсвечивании) всех упоминаний слова, которое требуется заменить в текстовом документе, отсутствует, и вы точно знаете, с чем предстоит работать, к окну «Найти и заменить» можно перейти значительно быстрее, минуя пункты №1-3 предыдущей части статьи. Просто нажмите на кнопку «Заменить», расположенную во все той же группе инструментов «Редактирование» или, что еще быстрее и удобнее, воспользуйтесь комбинацией клавиш «CTRL+H», вызывающей то же окно.
Заключение
Теперь вы знаете, как выполнить поиск и последующую замену слова в Microsoft Word, а значит, сможете работать еще продуктивнее и, если возникнет такая необходимость, максимально быстро исправлять ошибки и устранять проблемы с текстовым содержимым.
Опишите, что у вас не получилось.
Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.
Развиваем память на звук
Для развития слуховой памяти вырабатывают привычку вслушиваться в окружающие звучание, выделять отдельные звуки, выполнять упражнения на слуховое внимание. Можно прислушиваться, закрыв глаза, и стараться подробно запомнить несколько звуков, отдаленных и близких
Через некоторое время их нужно подробно воспроизвести в мыслях, представить, как они звучат громче или тише, по отдельности и вместе.
Полезно и разучивание стихотворений вслух. В первый день разучивается первая строчка, во второй день к ней добавляется вторая. Причём следует сначала выучить новую строчку отдельно, а затем повторить разученный отрывок полностью. Развивает слуховую память пение песен или проигрывание музыки про себя.
Развитие сценической внимательности
Развитие сценической внимательности проходит в четыре этапа, каждый из которых закрепляется упражнениями. Первый этап заключается в отстранении от всех окружающих факторов, в сосредоточении всех органов чувств на конкретном процессе. Чтобы проработать это умение, нужно:
Найти несколько фотографий с людьми
Важно, чтобы каждый человек принимал разную позу. Повторить эти позы.
Прислушайтесь к звукам на улице
Постарайтесь в своем воображении нарисовать картину того, что там происходит.
Суньте руку в карман и найдите несколько монет. Не доставая их, определите, к какому достоянию они относятся.
Каждый день учитесь различать запахи цветов.
Станиславский говорил: «В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств». Это значит, что важно уметь концентрироваться на нереальных, выдуманных объектах. Сценическое внимание вырабатывается на этом этапе так:
Сценическое внимание вырабатывается на этом этапе так:
- Вспомните дорогу, по которой вы ходили раньше, но уже не пользуйтесь ею сейчас. Детально опишите партнеру каждый элемент пути. Если партнер смог составить правдоподобный план по рассказу, упражнение удалось.
- Также опишите квартиру, в которой вы жили раньше, свою школу или дом родственников в деревне.
Третий этап состоит в умении быстро переключаться между несколькими объектами или процессами. Развивайте этот навык так:
- Возьмите коробку спичек и доставайте по одной спичке, при этом вслух рассказывая стихотворение;
- Попросите партнера написать вам 10 легких математических примеров. Решите примеры, одновременно разговаривая с партнером.
Освоение последнего этапа развивает внимательность артиста в жизни:
Пройдитесь по дороге, которую вы хорошо помните. Проследите, как изменилась улица
Найдите как можно больше деталей.
Когда идете на работу или по делам, обращайте внимание на людей. Замечайте и запоминайте их лица, стрижки, одежду, стиль, типажи.
При выполнении упражнений на внимание помните, что важно не переусердствовать, чтобы не сбиться с поставленной цели
Как повысить внимательность и научить усидчивости?
Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:
1. Режим дня
Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.
На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.
Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.
2. Практики повседневной жизни
Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.
Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.
Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).
3. Игра
Она на долгое время останется любимым времяпровождением.
Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.
4. Практики осознанности (Mindfulness)
Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.
В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».
Очень важно, чтобы ребенок научился:
- справляться со стрессом;
- чувствовать свое тело;
- понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.
Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.
Упражнение «5-4-3-2-1»
- Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
- Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
- Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
- Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
- Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.
Упражнение «успокаивающее дыхание»
Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.
5. Физическая активность
Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы
К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу
Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч
Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.
Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.
«Двойные рисунки»
Необходим лист бумаги, два маркера.
Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.
«Ленивые восьмерки»
Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.
6. Творчество
Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.
Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.
Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.
Метод 3: Скорочтение
Прием скорочтения является хорошим методом для закрепления навыка концентрации внимания и увеличения объема одновременно обрабатываемой информации. Этот метод доступен не только взрослым, но и детям школьного возраста. Способ обучения подробно описан в различных пособиях по психологии. Чаще всего обучение начинается с работ со специальными таблицами, в которых прописаны в хаотичном порядке в ячейках разных размеров и форм одно- и двузначные числа. Нужно сконцентрировать взгляд на центре таблицы и периферийным зрением находить по порядку все числа от меньшего к большему или наоборот. Так тренируется периферийное зрение — чем дольше упражняться, тем отчетливее становятся видны числа, удаленные от центра таблицы. При этом увеличивается объем информации, которая в один момент поступает на обработку в мозг.
Результатом освоения этого навыка является еще и экономия времени при изучении большого объема информации, что сказывается на продуктивности решаемой задачи в целом. Для того, чтобы изучить несколько источников информации в поисках необходимых данных, требуются уже не часы, а минуты.
Эффективные упражнения и методики
Чтобы повысить интеллект, нужно должным образом повысить осознанность. Для этого необходима практика. Осознанность идет рука об руку с внимательностью. Когда эти два фактора корректируются должным образом, умственные способности улучшатся
Если вы сможете натренировать осознанность, то сможете легко сосредотачивать свою внимательность на чем-то важном и необходимом для вас. К тому же вы сможете увеличить объем своей памяти и выработать привычки, которые позволят вам действовать несмотря на трудность ситуации
Помните о том, что практикующие методы, которые повышают осознанность, могут способствовать выработке внимательности.
Есть различные техники, которые хорошо способствуют выработке обоих направлений. Ребусы позволяют сосредоточить интерес и тем самым развивают все виды умственной деятельности. Чтобы дети не уставали, и их интерес к обучению не пропадал, необходимо устраивать физкультминутку во время урока. Небольшая зарядка даст такой эффект, который будет сопоставим с интеллектуальным упражнением. Упражнение «Муха» требует наличия доски с расчерченным полем (3х3) по принципу девятиклетки. Также нужно приобрести кусок пластилина (он выступит в роли мухи). Учитель подает команды: вправо или влево, вниз или вверх. Все ученики внимательно следят за перемещением объекта и стараются не допустить его выхода из игрового поля. Если «муха» выходит за пределы поля, она возвращается в центр доски, и игра снова начинается.
Рассмотрим и другие эффективные приемы. Метод сосредоточения на своем дыхании поможет не только расслабиться, но корректировать уровень сосредоточения на чем-либо. Для выполнения данного способа вам нужно сесть в кресло и следить за своим дыханием. Как только вы привыкнете выполнять данное действие, ваш ум непроизвольно начнет отвлекаться на посторонние действия. Например, вы вдруг вспомните про обед или про невымытую посуду. Если произойдет отвлечение от основной мысли, вы должны будете вернуться в исходное положение и продолжите следить за дыханием.
Увеличить потенциал групповой внимательности поможет следующее упражнение. Для его выполнения все участники становятся в круг. В середине остается смотрящий. Ведущий дает команду: «Утро раннее!», после чего игроки начинают непроизвольно двигать руками и ногами. Внезапно ведущий произносит: «Всем замереть!» (желательно, чтобы голос при этом был негромким). Того игрока, который не услышал и не выполнил команду, «ловит» смотрящий. Проигравший становится смотрящим, а бывший смотрящий становится в общий круг. Игра помогает выработать внимательность и наблюдательность.
Средства для улучшения памяти
При чрезмерных умственных нагрузках и стрессовых ситуациях мозг теряет способность фиксировать большие объёмы информации, разделять сведения на важные и не очень. После напряжённого дня в мыслях оседают мелкие заботы, а действительно важные дела и события неожиданно забываются.
Для правильной работы мозга, а значит и хорошей памяти, необходимы:
Сон. Спокойный, регулярный и длительный.
Смена деятельности. Лучше выстроить работу в течение дня таким образом, чтобы не приходилось засиживаться над одним делом, так как это приводит к снижению внимания и концентрации. Работу с цифрами сменить чтением документации, а телефонные переговоры – перепиской.
Физические нагрузки. Спорт полезен для каждого человека, а если повседневная деятельность подразумевает умственное напряжение, то двигательная активность особенно необходима. Подойдут занятия плаванием, бег, гимнастика, спортивные игры, силовые упражнения.
Сбалансированное питание
Желающим улучшить внимание и запоминание диетологи советуют чаще употреблять: орехи и семечки, отруби, чернику и чёрную смородину, морепродукты и рыбу, оливковое и растительные масла.
Прогулки на свежем воздухе. Насыщение кислородом клеток, тканей и органов – обязательное условие нормальной работы организма человека
При нехватке кислорода мыслительные процессы замедляются, снижается концентрация, внимание и работоспособность.
Полноценный отдых. Накопленные стрессы, нервное истощение и хроническая усталость не пройдут за один день, поэтому не стоит пренебрегать ежегодным отпуском. Лучше отправиться на море, в горы, на природу, чтобы восстановить силы.
Лекарственные препараты. В некоторых случаях лечащий врач назначает препараты для улучшения памяти.
Как еще улучшить память и концентрацию?
Еще несколько советов для улучшения мозговой деятельности и облегчения концентрации:
Не игнорировать важность сна, высыпаться, но не спать больше, чем требуется организму.
Читать литературные произведения. Этот процесс расширяет словарный запас, увеличивает количество и уровень нейронных связей и просто скрашивает досуг.
Начать учить иностранный язык
Изучать иностранный язык не только очень познавательно и интересно, но и полезно в качестве профилактики от слабоумия.
Заучивать наизусть стихи или тексты песен. Можно делать это вместе с ребенком, а можно просто выбрать творчество поэта, которое приходится по душе, и начать заучивать стихи наизусть. Важно не просто вызубривать слова, а понимать, о чем хотел сказать автор. Если не нравится поэзия, то можно читать прозу и вслух пересказывать прочитанное.
Принимать витамины или специализированные препараты. Перед походом в аптеку обязательна консультация специалиста.
Neurovision
При первых симптомах недостаточной работы головного мозга не стоит переживать. Ситуацию еще можно взять в свои руки и исправить.
Гинкго билоба и байкальский шлемник
Питание и режим дня
- Исследования показали, что способность концентрироваться в значительной степени зависит от отдыха. Если вы чувствуете себя уставшим, мышление будет рассеянным. Ложитесь и вставайте в одно и то же время, отдыхайте по 7-8 часов ежедневно (но не пересыпайте на выходных – это нарушит ваш биоритм и сделает вас ленивым).
- Пересмотрите свой ежедневный рацион. Питание должно быть сбалансированным. Частое переедание приводит к тому, что вы будете чувствовать себя сонным и медлительным. Полезная еда (белок из нежирного мяса, рыба, молочнокислые продукты, свежевыжатые соки) вместе с полноценным сном улучшает способность сосредотачиваться.
- Обеспечьте организм кислородом. Большая часть крови, которая транспортирует кислород, находится в нижней части тела, не доходя до мозга, и концентрироваться становится сложнее. Чтобы решить эту проблему, чаще покидайте рабочее место, разминайте ноги и больше ходите пешком. Сделайте пару несложных физических упражнений. Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь.
- Состояние здоровья во многом определяет способность к концентрации. При постоянной усталости, заболеваниях и дискомфорте сосредоточиться будет непросто. Регулярно проходите медицинские обследования, принимайте курс витаминов и занимайтесь спортом – например, бегайте по утрам или запишитесь в бассейн.
Как сжать видео без потери качества: ТОП-15 программ и онлайн сервисов для уменьшения размера видео mp4, avi, mkv
Как часто нужны тренировки?
Поднять уровень своего внимания должен каждый сознательный человек. Детям в этом процессе должны помогать взрослые. Пусть это занятие станет для вас одним из важнейших направлений в развитии
Поэтому тренируйте внимание всегда и везде. Например, вы идете с ребенком по дороге в магазин или в парк
Попросите ваше чадо обратить внимание на окружающие предметы: деревья, бордюры, заборы, здания. Пусть ваш ребенок учится запоминать каждую мелочь: цвет, состав, количество, качество материала. Например, вы увидели бетонный забор зеленого цвета или вы прошли мимо магазина, стены которого были абсолютно прозрачными.
Задайте ребенку направляющие вопросы: «Забор был прозрачный?» или «Что ты увидел за прозрачными стенами магазина?» и т. д. Такие вопросы дадут толчок, и умственная деятельность заработает в полную силу. Помните: специальные упражнения очень хорошо повышают внимательность, но когда она вырабатывается непосредственным путем, эффект только усиливается. Учтите, что во время сна мозг человека всегда закрепляет ту информацию, которую он получил ранее.
В следующем видео вас ждет интересное упражнение для развития внимания при работе с информацией.
Игрушки, чтобы развить внимание
Развивающей называют игрушку, направленную на развитие умственных способностей
Часто родители настолько сильно хотят уделить внимание развитию своего чада, что готовы использовать для этого самые последние методики и обращаться за помощью в дорогостоящие образовательные центры
Однако велосипед нужно изобретать далеко не всегда: много пользы принесет и то, что есть под рукой. Настольные игры — это прекрасный способ для развития внимания. Всей семьей играйте в классические шахматы, шашки или лото.
К восьми годам становится интересно играть в стратегии. Можно почувствовать себя шпионом или стать настоящим детективом. Для развития внимания хорошо подходят головоломки в соответствии с возрастом. Можно купить книги со звуковым оформлением.
Пазлы помогут сосредоточиться над созданием завершающей картины.
В 8-9 лет дети активно подражают взрослым. Многие начинают создавать игрушки самостоятельно — деревянные автомобили или тряпичных кукол. Ребят привлекают сложные конструкторы с большим набором деталей.
Развитие внимания
Внимание — одно из самых важных качеств человеческой психики. Его нельзя назвать самостоятельной функцией, так как оно тесно связано со всеми психическими процессами и проявляется внутри каждого из них
Человеку приходится внимательно смотреть, слушать, пользоваться другими органами чувств, вести разнообразную мыслительную деятельность. Можно дать следующие определения вниманию:
Это процесс избирательного отбора наиболее важной информации, поступающей из окружающего мира, и игнорирование остальной (второстепенной) информации. Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии
Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии.
Фокусировка (или направленность) восприятия может быть непроизвольной, произвольной и послепроизвольной.
Непроизвольное внимание связано с раздражающими факторами, когда подсознание само переключает восприятие человека на какой-либо объект. Раздражающим фактором может быть броский цвет, громкий звук, резкое движение или смена одного явления на другое (например, бьющий в глаза резкий свет при выезде из тоннеля)
Произвольное внимание основано на сознательном управлении им, и связано с принудительной концентрацией на определенной деятельности, а также исключением отвлекающих факторов (так ученик, сосредотачивая свое внимание на решаемой задаче, выключает музыку и просит не шуметь). Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий
Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач
Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий. Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач
Внимательность — одна из важнейших характеристик психики человека. От того, насколько она развита, зависит продуктивность его учебной и профессиональной деятельности, эффективность потраченного на решение задачи времени. Зачастую от того, насколько развита внимательность, зависит жизнь и здоровье человека. Так, невнимательность за рулем приводит к авариям, а незамеченное препятствие (натянутый трос, яма, открытый люк) могут служить причиной несчастного случая
Без навыка правильно распределять внимание невозможно работать авиадиспетчером, ведь ему приходится одновременно удерживать в зоне своего контроля сразу несколько движущихся объектов
Поэтому внимание обязательно нужно в себе развивать наряду с воспитанием такого важного качества личности, как сила воли. Как и любой навык, оно поддается тренировке в любом возрасте, если подойти к этому процессу правильно и действовать целенаправленно.
Интересные упражнения
Чтобы развивать внимательность ребенка 8-10 лет, можно также воспользоваться специальными упражнениями.
Описание по памяти главного героя сказки, которую недавно прочитали.
Нахождение всех отличий на двух похожих картинках. Для школьного возраста нужны яркие рисунки с обилием мелких деталей. Ребенок учится концентрироваться на нескольких вещах одновременно.
Чтение слов задом наперед. Казалось бы, примитивное занятие, но это отличный тренажер для зрительной памяти.
Разгадывание кроссвордов. Ребенок начинает проявлять больше усидчивости. Решая занимательные задания, малыш тренирует свою память. Мозг настраивается на будущее решение более сложных задач.
Упражнение «Найди цвет». Суть — правильно назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок сосредотачивается на цвете шифра, а не на слове. Вся сложность в том, что они не соответствуют друг другу. Например, слово «зеленый» написано красным цветом, «фиолетовый» — черным.
В общем перечни букв или цифр необходимо отыскать только какие-то определенные. Можно воспользоваться таблицами Шульте
Смотря на них, ребенок должен отыскать все числа по порядку, при этом как можно скорее переключая свое внимание.
Повторение упражнений за взрослым.
Игра в слова. Взрослый называет слово на определенную тематику
Ребенок его повторяет и добавляет свое. Так постепенно выстраивается длинная словесная цепочка. Задача игроков — не оборвать ее как можно дольше. Например: яблоко-банан-виноград-апельсин… (тема «Фрукты»).
Срисовывание по клеточкам. Ребенку предлагают нарисовать фигуру, согласно образцу. Она может состоять как из разомкнутых фигур, так и из замкнутых. В ходе выполнения развивается не только концентрация внимания, но и мелкая моторика.
Оценка и тренировка с помощью тестов
Даже обладателям крепкой памяти не помешают периодические тренировки.
Для самопроверки и оценки внимания и памяти используются тесты. Тестирование – увлекательное и полезное занятие, которое нравится взрослым и детям. Регулярное проведение тестов с целью улучшения результата – эффективный способ тренировки памяти.
Тесты могут включать:
- Списки слов для запоминания, которые нужно прослушать или прочитать, а затем записать в том же порядке с нумерацией. Аналогичный тест проводится с числами.
- Списки слов, для которых быстро зарисовываются ассоциации в виде символов или рисунков. Затем по рисункам восстанавливается изначальный список. Другой вариант теста предлагает записывать ассоциации одним словом.
- Карточки с символами или изображениями, расположенные в определённом порядке. За короткий промежуток времени запоминается порядок, затем расставляются карточки.
- Таблицы с числами от 1 до 25, расположенными в ячейках в хаотичном порядке (таблицы Шульте). Требуется как можно быстрее найти числа в порядке возрастания.
- Тексты, в которых присутствуют выражения, отражающие главную мысль. После прочтения текста зачитываются отрывки без основных выражений, которые необходимо вспомнить по ходу чтения.
Как можно быстрее соедините цифры по порядку или в обратном порядке.
Как реагировать на отвлечения?
Пытайтесь внедрять медитативный принцип во все, что вы бы ни делали. Что это такое? Это именно сосредоточение на самом простом, что есть в вашей задаче. Эта привычка должна проявляться даже в таких элементарных вещах, как чистка зубов. Просто наблюдаете за тем, как рука движется из одной стороны в другую. Отвлеклись – вернулись к исходной точке. Да, это тоже будет медитация.
Да, пример с чисткой зубов может показаться даже смешным. Но медитация – это любое произвольное (то есть, с вашим активным участием) направление внимания с дальнейшей его корректировкой в случае отвлечения. Если вы будете соблюдать медитативный принцип, через некоторое время вы вовсе забудете о том, что такое невнимательность. Но не сразу, а по мере развития этого навыка.