Как составить план рассказа. советы и рекомендации, поэтапное описание, пример

Содержание:

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;б) культура этого исторического периода; в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Что такое план текста?

    • перечень основных цитат их него
    • перечень мыслей, высказанных автором
    • описание основной идеи текста
    • перечисление лексических и грамматических особенностей текста

Начать тест(новая вкладка)

Рерайтер – кто это такой, чем он занимается. Отличия от копирайтера

Самое большое преимущество для новичка в области рерайтинга — состоит в том, что каждая следующая работа позволяет изучить методы и уловки, которые повышают навыки автора и помогают писать уникальные тексты быстрее, качественнее.

Для создания качественного и грамотного рерайта статьи требуется знание и использование основных методов и способов:

Незначительный рерайтинг материала. Замена слов аналогичными, близкими по смыслу. В ряде случаев такой вариант написания называют синонимизацией. Такой метод написания подразумевает замену большинства слов в словосочетаниях на синонимы. Этот вид рерайта — самый дешевый по сравнению с другими;

Перестановка словосочетаний, слов, абзацев, предложений между собой. Данный метод позволяет создать более уникальный, интересный для конечного потребителя текст;

Пересказ материала, без изменения его смысла и структуры. Примеры рерайта таким способом напоминают нам школьные изложения. Мы внимательно слушаем (в нашем случае — вычитываем текст), пересказываем его. Структура и смысл сохранятся, а слова поменяются

Лишний материал исключается, самое важное и существенное сохраняется

Для того, чтобы разобраться, что такое рерайт, рассмотрим пример, приведенный ниже:

Исходный материал: Маше подарили котенка. Она просила его несколько месяцев и осталась довольна.

Рерайт статьи: Родители подарили своей любимой доченьке Машеньке долгожданного котенка, которого она просила у них несколько месяцев подряд. Радости и счастью девочки не было предела. Это был самый лучший подарок в ее жизни.

Рерайтинг текста – это сложный процесс, который занимает довольно большое количество времени. Но именно благодаря такой работе заполняются вновь образованные серверы, сайты. Новые тексты дополняются красочными описаниями и сравнениями.

Чем занимается рерайтер и какова суть профессии?

Копирайтер и рерайтер – это отличное начало для желающих попробовать себя в написании интересных, познавательных статей, а также для последующей их продажи заинтересованным покупателям.

В мировой паутине каждый день создаются новые сайты и блоги, продающие одинаковые услуги, товары. А рерайт — это возможность заинтересовать потенциального конечного потребителя красочным описанием продукта и реализовать свой товар.

Обобщая сказанное выше, суть работы рерайтера – описать товар, переписать текст во всех возможных формах и вариантах, не потеряв при этом его смысл и главные особенности.

Чем отличается рерайтер от копирайтера?

Основное, главное отличие в том, что делает копирайтер и рерайтер и какой материал при этом использует.

Итак, рерайтинг – это ветвь копирайтинга, которая помогает получить опыт, навыки, первоначальные знания в этой области.

Рерайтинг не подразумевает под собой значительные финансовые вложения заказчиком, а автор изначально знает, какую сумму может выручить от написания текста. Самое главное — по итогам работы всех все устраивает.

Работа по составлению плана с младшими школьниками

Ученикам начальной школы в силу возраста трудно выделить в тексте основные мысли. Много проблем вызывает у них и формулировка заголовков. Поэтому формирование необходимых навыков ведется постепенно. План текста по русскому языку (например, перед написанием изложения) сначала дается в готовом виде. Дети учатся соотносить заголовки и части произведения. Можно разрезать лист с напечатанным на нем небольшим рассказом на абзацы и попросить школьника собрать его. Так ребенок научится лучше ориентироваться в структуре произведения.

В последующем используются и другие приемы работы с планом текста. В конспект уроков по русскому языку, чтению и окружающему миру систематически включаются следующие задания:

  • отгадать произведение по готовому плану;
  • в правильном порядке разложить картинки к сказке, исключить лишние;
  • сравнить между собой разные вида планов, составленные по одному и тому же тексту;
  • найти ошибки или неточности в готовом плане;
  • отредактировать заголовки, подобрать к ним синонимы.

Согласно требованиям школьной программы, дети должны научиться составлять план текста во втором классе. Этот навык пригодится им на всем протяжении школьной и студенческой жизни. Благодаря ему у ребятишек развивается логика, а также они овладевают навыками работы с информацией.

Состав

Что такое цитатный план по литературе? Уточняя написанное выше, можно убедиться, что подобный план помогает, наравне с другими методами организации порядка написания сочинения, строго соблюдать установленные нормы, то есть учитывать в изложении такие важные пункты, как введение, основная часть и, конечно же, заключение, куда уж без него.

Для введения будет логично выбрать выдержку, наиболее полностью описывающую происходящие события и наводящую вас на основную мысль произведения.

Цитатой, которая должна описать основную часть, может стать такой краткий отрывок, в котором лежит основная идея или основная проблема произведения, рассматриваемая в нем и позволяющая задать самому себе вопросы, исходят из неё.

В качестве заключительного пункта необходимо использовать цитату, которая бы подводила итог, к примеру, поэмы или рассказа, давала какую-либо оценку. Когда идет речь о заключении, на ум приходит цитата из старой сказки: «И жили они долго и счастливо».

Алгоритм действий

План — это последовательное отражение всех ключевых моментов текста в предельно краткой формулировке. Опираясь на него, можно пересказать произведение, не искажая его содержания. Но далеко не все школьники знают, как составить план текста.

Рассмотрим алгоритм, которого лучше придерживаться при выполнении задания:

  1. Прочтите текст, стараясь вникнуть в его смысл.
  2. Разбейте его на смысловые части. Это могут быть главы или абзацы. В каждой выделите основную мысль, которую нужно сформулировать одним предложением.
  3. Придумайте короткие заголовки.
  4. Проверьте, не пропустили ли вы важные моменты или мысли, не нарушены ли логические связи.
  5. Запишите отредактированный план в тетрадь.

Младшим школьникам трудно увидеть в тексте главное. В таком случае можно вручить им простой карандаш и предложить нарисовать схематичные комиксы, отражающие смысл прочитанного. Картинки раскладываются по порядку. Пусть ребенок решит, какие из них можно убрать, чтобы комикс остался понятным. Таким образом, будут выделены основные мысли, останется только придумать подписи к пиктограммам.

Фундамент для бани: как сделать своими руками

Этап 3. План как написать книгу. Герои

Описанное выше даст вам общее видение вашего произведения. А дальше всё зависит только от вас.

Искусство — в деталях.

Теперь вам нужно потрудиться над каждым героем и создать для него что-то подобное. Время, потраченное на каждого героя сторицей воздастся, когда вы начнете писать. Если вы продумаете характер, прошлое, мотивы, цели героя — он будет живым, а не плоским. И это будет ощущаться через всю книгу.

Ответьте как минимум на 7 вопросов:

  • Имя
  • История жизни в одном предложении
  • Мотив героя (Что им движет, движущая сила)
  • Цель героя. Что он хочет конкретно получить
  • Конфликт. Что мешает ему добиться цели.
  • Откровение. Что узнает герой во время развития сюжета.
  • Короткий сюжет жизни героя.

На каждого героя потратьте не менее часа и опишите ответы хотя бы на один абзац

Вам нужен глубокий портрет героя

Учебник Л.Ф. Климановой

Цели изучения:

  • беглое выразительное чтение вслух, навык чтения про себя;
  • умение работать с разными видами информации;
  • навык активного слушания;
  • формирование нравственно-эстетического отношения к людям и миру, интереса к чтению;
  • умение самостоятельно отбирать книги для чтения;
  • развитие образного мышления и поэтического слуха;
  • расширение кругозора и умения связанно излагать свои мысли.
  • уметь различать тексты: описания, рассуждения, повествования;
  • уметь соотносить заглавие с содержанием текста, определять тему произведения, его главную мысль и дополнительную информацию;
  • уметь озаглавить текст, составить план текста;
  • знать: что такое сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка, считалка, прибаутка, стихотворение, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность, музыкальность речи;
  • отличать художественные тексты от научно-познавательных;
  • уметь пересказывать выборочно, кратко (основная мысль) и полно (используя цитаты);
  • читать по ролям, писать изложение и сочинение.

В школе на литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов, то есть — 4 часа в неделю. Дома, нам, наверное, придётся больше заниматься.

А вот интересно — цели
, которые ставят перед собой учителя начальных классов, вернее, Минобрнауки России. Чему должны детей научить уроки лит. чтения? Оказывается, многому. И это «многое» для меня даже частично неожиданное. Судите сами:

  • сформировать чувство гордости за свою Родину и российский народ;
  • способствовать становлению ориентации на гуманистические и демократические ценности;
  • сформировать целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур и религий;
  • воспитание художественного вкуса на основе заучивания наизусть произведений худ. литературы;
  • развитие этики, доброжелательности, понимания, сопереживания, толерантности;
  • начальная адаптация к школе (только в 3 классе!);
  • формирование социальной роли обучающегося, осознание смысла учёбы, нравственных норм общения;
  • сотрудничество со сверстниками и взрослыми, навык избегания конфликтов на основе прочитанных произведений;
  • мотивация к творчеству, установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные навыки:

  • ставить цель и искать средства для её осуществления;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий;
  • умение конструктивно действовать в ситуациях неудач и неуспеха;
  • умение находить информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях и других источниках информации;
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать;
  • умение слушать собеседника, принимать его точку зрения и отстаивать свою;
  • распределять роли в совместной деятельности;
  • разрешать конфликты.

Сравнение характеристик

Пример готового цитатного плана

В качестве образца можно использовать план, составленный по произведению П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»:

«Глядит молодой, а перед ним на горке руды… женщина какая-то сидит».

«Была не была, сделаю, как она велела».

«…приковали Степана на … цепь…».

«Ну, … пойдём смотреть моё приданое».

«…я человек рабочий, простой».

«Не иначе… Степан душу нечистой силе продал».

«Сперва вольную пиши, потом стараться буду. ».

«Что ему, коли … сама Хозяйка ему пособляла».

«… Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало».

«А он … на руднике у высокого камня мертвый лежит…».

https://youtube.com/watch?v=TfQBn2Hjgo4

Источник статьи: http://nauka.club/literatura/tsitatnyy-plan.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок – второй по рассказу Н. Носова “Живая шляпа”. Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация.

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему).

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему).

Уроки обучения грамоте и письму в 1 классе по ОС “Школа 2100”.Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе.

Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке»; раз­вивать навык беглого и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль, умение переска­зывать; .

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/12/01/pamyatki-po-sostavleniyu-plana-rasskaza

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Видео о подключении датчиков движения

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой

Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?. Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Простая структура Сложная структура
  • Лепка колобка.
  • Колобок встретился с зайцем.
  • Колобок встретился с волком.
  • Колобок столкнулся с медведем.
  • Колобок попался лисе.
  • Лиса съела его.
  • Появление колобка.

    • Кто испек колобка?
    • Когда ожил колобок?
    • Что сделал оживший колобок?
  • Путешествие колобка.

    • Как ушел колобок от зайца?
    • Встреча волка и колобка.
    • Колобок столкнулся с медведем.
    • Чем закончилась встреча колобка и лисы?

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Направление произведения, его род и жанр

Этот пункт уже больше похож на анализ произведения. План анализа художественного произведения должен обязательно состоять из определения направления, рода и жанра произведения.

Всего в литературе выделяют 3 направления: классицизм, романтизм и реализм. Необходимо прочитать произведение и определить, к какому из них оно имеет отношение (направления может быть даже два).

План анализа состоит и из определения рода произведения. Всего выделяют 3 рода произведений: эпос, лирика и драма. Эпос – это рассказ о герое или повествование о событиях, которые не касаются автора. Лирика – это передача через художественное произведение высоких чувств. Драма – это все произведения, построенные в диалогической форме.

Жанр произведения определять не нужно, потому что в начале самого произведения он указан. Их очень много, но самыми популярныи являются роман, повесть, рассказ, сказка, былина и т.д.

Все ТЕМЫ

Кто может воспользоваться планом

Как составить план сказки? Прочитать ту сказку, о которой идёт речь. Определить последовательность основных событий, происходящих в произведении. Разделить на смысловые части. Каждую часть озаглавить. Заглавие частей – это пункты плана.

А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки? Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик. Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и героях сказки и составить грамотный пересказ на уроке.

Когда и как необходимо вносить плату за налог

Как составить план

Итак, с чего начинаем составлять план рассказа о домашнем животном (2 класс)?

  1. Первое, о чем можно рассказать: кем является домашний питомец (собака, кошка, кролик, хомяк, другое животное), как его назвали (кличка – Мурзик, Тишка, Рокки и так далее).
  2. Далее следует описание внешнего вида питомца. Какая у него шерстка, расцветка и тому подобное.
  3. Затем, составляя план рассказа о домашнем животном (2 класс), можно отметить черты характера зверька, проживающего у вас дома: ласковый или нет, серьезный или веселый, добрый, хитрый, умный.
  4. В каждой семье обязательно существуют истории о домашних любимцах, которые с ними приключились. Расскажите одну из них, самую веселую и интересную.
  5. В самом конце произведения совместного домашнего творчества можно сделать развернутый вывод: за что мне нравится питомец, или какие черты его характера я больше всего люблю. План рассказа о домашнем животном (2 класс) готов, можно приступать к написанию! Приведем несколько примеров-образцов.

В документации

Что такое план текста и зачем он нужен?

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Как составить план рассказа?

Написание плана рассказа – обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.

Составление плана рассказа

Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее:

  1. Определитесь с темой рассказа.
  2. Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
  3. Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
  4. Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
  5. Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
  6. После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.

План готового текста

Составления плана – обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями:

  1. Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
  2. Разделите текст на четыре части:
    • завязку;
    • развитие сюжета;
    • кульминацию;
    • развязку.
  3. Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
  4. Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
  5. Проделайте эти же процедуры с другими частями.

Виды планов

Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:

  • вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
  • тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя – краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
  • назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
  • план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса – поход на стадион);
  • комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.

Композиция текста

При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:

  1. Вступление – в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
  2. Завязка – опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
  3. Развитие действий – наибольшая по объему часть рассказа.
  4. Кульминация – наивысшая точка развития событий.
  5. Развязка – заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.

Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов. Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье Как написать рассказ.

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Определение

Приступая к написанию сочинения, изложения или даже эссе, начинающие «писатели» почти наверняка сталкиваются с одной проблемой. Она заключается в трудности составления изначального плана, по которому будет писаться изложение. Труднее всего разделить заранее текст на определенные пункты с целью систематизации будущего словарного потока. В данном случае на помощь может прийти цитатный план.

Что такое цитатный план? Это план эссе, сочинения и т. д., при составлении которого должны в качестве пунктов использоваться цитаты (выдержки) из прочтенного текста. Имеется в виду, что в качестве заголовков должны использоваться цитаты из произведения, которые по смыслу будут совпадать с тем, что будет писаться под ними.

Виды плана

Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.

Тип Особенности Пример
Тезисный Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов.
  1. Три поросёнка построили себе по дому.
  2. Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста.
  3. Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня.
  4. Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал.
Назывной Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных.
  1. Дома трёх поросят.
  2. Нападение волка. Уничтожение домиков из соломы и веток.
  3. Спасение в каменном доме.
  4. Победа над волком.
Вопросный Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание.
  1. Какие домики были у трёх поросят?
  2. Почему волк легко сломал два дома?
  3. Как поросятам удалось спастись?
Опорная схема Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста.
  1. Три поросёнка строят домики: из соломы (Ниф-Ниф), веток (Нуф-Нуф) и камня (Наф-Наф).
  2. Встреча с голодным волком в лесу, погоня.
  3. Волк ломает дома из соломы и веток (дует).
  4. Убежище в каменной “крепости” Наф-Нафа.
  5. Волк не может сломать, хочет пролезть в дымоход.
  6. Победа над волком (нагревают котёл, волк обжигается и убегает).
Комбинированный Объединяет несколько типов.
  1. Поросята строят домики (солома, хворост, камень). Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом?
  2. Встреча с волком.
  3. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
  4. Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”).
  5. Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”.
  6. Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес.

Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.

Пример цитатного плана

Для более точного закрепления понимания термина и с целью отсутствия желания еще раз спросить в будущем, что такое цитатный план, рассмотрим метод организации плана на примере повести американского писателя Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков». Предположим, было получено задание подобрать цитаты, наиболее верно описывающее вышеупомянутое произведение и по теме “Развитие персонажей”

Не важно, что мы рассматриваем, что такое эссе или что такое цитатный план, пример всегда дает возможность более основательно понять главную концепцию и побыстрее приступить к выполнению поставленной задачи, в данном случае к написанию сочинения. Разделим его на минимальные 3 части: введение, основную часть и заключение

Для введения можно выбрать следующую цитату главного героя: «Что-то должно случиться, – подумал он, – я уж знаю». Действительно, благодаря подобной выдержке можно подметить подготовку автором читателей к тому, что главный герой заранее предчувствовал, что намечаются изменения, которые не обойдут его стороной. В качестве цитаты, подчеркивающей основную идею повести, можно выбрать следующую фразу: «Я ЖИВОЙ!». Для читателя, знакомого с повестью, выбор данной цитаты будет очевидным ввиду её уместности. По ходу описания главный персонаж вносит в данную фразу все больше жизни, понимая её ценность и быстротечность. «И вдруг лето кончилось» – такая цитата была выбрана в качестве заключения. Если пораскинуть мозгами и ознакомиться с повестью, вопрос в правильности выборе вышеупомянутой цитаты отпадет сам собой. Вот что такое цитатный план.

Источник статьи: http://fb.ru/article/143721/chto-takoe-tsitatnyiy-plan-eto-zalog-samostoyatelnogo-sochineniya

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector