Пленочные фотоаппараты: как выбрать и пользоваться?

Обзор видов

Разнообразие пленки позволяет фотографу экспериментировать с изображением на уровне, превышающем настраиваемые возможности большинства современных цифровых камер. Рассмотрим основные разновидности (черно-белые и цветные пленки) подробнее.

Черно-белые

Классические ЧБ-пленки дают монохромное изображение – оно необязательно строго черно-белое, а может быть представлено, допустим, в красном спектре, однако присутствия «посторонних» цветов не допускает. Как правило, пленки с конкретно черно-белой картинкой так и называют – черно-белыми, тогда как все остальные называют просто монохромными – с указанием спектра, в котором они снимают.

Классическая ЧБ-пленка фиксирует изображение на слой серебра, монохромная – на слой красителя. На сегодняшний день черно-белая пленка, как правило, бывает только профессиональной – любители такой давно не пользуются.

Цветные

Пленки цветного сегмента отличаются способностью фиксировать все цвета фотографируемых объектов – в результате изображение выглядит по цветовой гамме примерно так же, как и в реальности. Глобально их можно разделить на 3 основных класса, которые, кстати, характерны и для черно-белой продукции.

Негативная. На такой пленке изображение отображается как бы зеркально – светлые места выглядят темными объектами и наоборот. При цветном фотографировании цвета тоже меняются местами – голубой становится красным, зеленый пурпурным и наоборот. Став негативным в момент съемки, в процессе фотопечати изображение инвертируется обратно.

Столь сложная процедура остается актуальной потому, что именно такой тип пленки обеспечивает максимальную фотографическую широту, то есть оптимально передает диапазон яркостей. Это наиболее востребованный и популярный тип пленки, он позволяет немного подредактировать фото на этапе проявки и многократно распечатывать фотографию с одного негатива.

Нужно также отметить, что бывают специальные виды пленки, которые определенный тип невидимого излучения могут передавать тем или иным цветом. К таковым относится, например, инфракрасная фотопленка, показывающая тепловое излучение в желто-красных тонах, а его отсутствие – в зелено-синих.

История

Первые фотографии – дагерротипы – появились ближе к концу первой половины позапрошлого века. По сути, с современной фотографией их объединяет только то, что изображение формировала машина, а не человек; процедура занимала несколько часов, а вместо пленки использовалась медная пластинка. Изобретение, каким бы «кривым» оно ни было в нынешнем понимании, быстро завоевало умы человечества, и лучшие инженеры начали искать пути развития технологии. Как результат, появлялись и исчезали альтернативные варианты фотоматериала, делая изображение все более качественным, а процесс – все более быстрым.

Первым изобрел рулонную пленку и фотокамеру к ней поляк Леон Варнерке, но случилось это в России – в Санкт-Петербурге. Технология, представленная им в 1875 году, предполагала использование коллодионной эмульсии, нанесенной на бумагу и закрепленной на ней гуммиарабиком. После проявления эмульсия с полученным изображением переносилась на стекло. В принципе, ту же технологию использовали на протяжении двух-трех десятилетий до этого, вот только эмульсия наносилась сразу на стеклянные фотографические пластинки, которые заряжали в фотоаппарат.

В 1882 году ростовский изобретатель Иван Болдырев предложил некую «смоловидную ленту», которая, по мнению некоторых тогдашних ученых и журналистов, хорошо подходила для фотографии. Автор изобретения, несмотря на его потенциальный успех, не мог найти денег на промышленный выпуск такой пленки, никто из инвесторов этим тогда не заинтересовался, а ни один из сохранившихся источников при всем интересе к «ленте» не описывает процедуру ее изготовления, так что технологию можно считать утерянной.

В последующие десятилетия количество вариантов пленки только увеличивалось. В 1885 году Джордж Истмен запатентовал эмульсию из желатина и серебра на бумажной основе – такие фото, правда, все равно потом переносили на стекло. В 1889 году место бумаги заняла прозрачная основа из целлулоида.

Первые фотопленки, конечно, были сугубо ортохроматическими – их можно было бы назвать черно-белыми, но правильнее говорить, что они были чувствительными к сине-фиолетовым или желто-зеленым оттенкам. Оптимально реагировать на красный участок спектра, даже в условном черно-белом исполнении, пленка «научилась» только в 1905-1907 годах, но новое изобретение поначалу стоило очень дорого, а потому использовалось редко.

Несмотря на свою историю, которая к тому моменту уже насчитывала несколько десятилетий, пленка реально начала теснить фотопластинки только в 1920-х годах. Лишь к этому моменту начали появляться сравнительно компактные фотокамеры, которые можно было носить с собой без особого труда, и это была сущая находка для репортеров.

К этому моменту инженеры уже решили главные недостатки тогдашней пленки – она перестала неконтролируемо скручиваться и уступать конкурентным пластинкам в светочувствительности. Пленка была намного легче, ее можно было носить с собой в большом количестве, она не боялась ударов, а перемотать на следующий кадр можно было почти мгновенно, тогда как замена пластинки была долгой и сложной.

В СССР выпуск фотопленки начался одновременно с запуском фабрик по производству кинопленки. Режим нуждался в собственных кинохрониках для пропаганды коммунизма, потому о производстве пленки задумались быстро, наладив ее выпуск в городах Шостке и Переславле-Залесском.

Форматы

На сегодняшний день существует несколько форматов фотопленки, пользующихся различной степенью популярности.

  • Узкоформатная, тип 135. Самый популярный формат с длиной кадра 36 мм при высоте 24 мм. Такая пленка снабжена боковой перфорацией для более точной перемотки, чаще всего реализуется кассетами по 36 кадров, хотя бывают кассеты и поменьше. Профессиональные разновидности могут продаваться большими рулонами, которые фотограф нарежет для кассет самостоятельно.
  • Средний формат, он же тип 120 или рольфильм. Перфорации у такой пленки нет. Ее размер стандартный – при ширине 56 мм длину она имеет около 70 см. Четкого определения количества кадров она не имеет, потому подходит для разных стандартов камер и может делать снимки высотой 42.5, 56 или 70 мм, соответственно, в разном количестве. Чаще всего на такую пленку делают квадратные фотографии, которых выходит по 12 на рулон.
  • Широкоформатная пленка продается только листами, она нужна для камер большого формата. Встречается очень редко. Один лист равен размеру итогового кадра, например, 9 на 12 или 13 на 18 см.

Вышеописанный перечень форматов не является исчерпывающим – в разные годы и для специфических нужд выпускались и другие стандарты подобной продукции. Среди особых стандартов можно вспомнить еще тип 110 или особую разновидность типа 135 с размером кадра 24 на 32 мм, который был необходим для некоторых советских фотокамер (например, «Весны»). Во всех случаях отталкиваться надо не только и не столько от типоразмера пленки (хотя без этого никак), сколько от дополнительных характеристик, таких как светочувствительность, разрешение, зернистость и многое другое.

Предисловие.

Пользовались ли вы когда-нибудь плёночными фотоаппаратами? Если ваш возраст на данный момент переходит границу в 20 лет, то скорее всего да. Вам, пока вы ещё были детьми, наверняка предоставлялась возможность снимать своих родителей, домашних животных или просто хотя бы «пощёлкать в пустую». Но вот, те времена канули в лету, и вы, обзаведшись современным цифровым фотоаппаратом ( будь то зеркальная или без зеркальная фотокамера ) начали заниматься фотосъёмкой. И вдруг, спустя некоторое время вы находите в старом комоде/ящике/шкафу/сундуке фотоаппарат, и у вас скорее всего возникают такие вопросы: «Интересно, как этим пользоваться? А он всё ещё рабочий? Хмм, а вообще плёнка ещё продаётся? За сколько его сейчас можно продать?»

И если после такого ряда вопросов вы не углубились в изучение последнего, то это грех, не снять на него хотя бы одну катушку плёнки, пусть даже из 24 кадров.

Современные пленочные фотоаппараты

Fujifilm X-T10

Новая беззеркальная камера, стилизованная под классику, позволяет не только максимально точно настроить экспокоррекцию и выдержку, но и выбрать режим съемки и работы затвора. Вы можете снять панораму и, более того, сразу применить к кадру эффект, например, ломографии или включить мультиэкспозицию. Поэтому на верхней панели прочного металлического корпуса располагаются не два настроечных колеса, а три.

Полезно: Лучшие фотоаппараты-мыльницы 2019 года

Специально для этой модели производитель разработал уникальный сенсор передачи цвета и светочувствительности – X-Trans CMOS 2. Разрешение составляет 16,3 мегапикселя. Камера обладает высокой скоростью и точностью фокусировки. Она схватывает изображение в течение 0,005 секунд, и это один из лучших показателей к настоящему времени. Модель Fujifilm X-T10 позволяет снимать видео в Full HD (разрешение 1920х1080).

К ней можно подключить микрофон, присоединить штатив или “умный” объектив XF 18-55 f2,8-4, благодаря которому изображения получаются четкими и с мягкими краями. В камеру встроен Wi-Fi и, пожалуй, единственным ее недостатком является необходимость зарядки. Цена Fujifilm X-T10 приблизительно от 40 000 руб.

Lomography LomoInstant Automat White LI150W

Эта камера предназначена для создания фотокарточек в стиле “ломография” размером 86х54 мм, для чего используется пленка Fujifilm Instax mini. Камера настраивается автоматически и вручную. Баланс яркости (+1 или -1) можно регулировать, таким образом, снимая на Lomography LomoInstant Automat White LI150W, вы можете не беспокоиться, что изображение получится темным. Вспышка встроена в минималистичный и современный корпус компактного фотоаппарата. Максимальная выдержка составляет 8 секунд.

Фотографируя, вы можете использовать цветные фильтры, мультиэкспозицию или дополнительную насадку – сплитзер, которая делит кадр пополам и позволяет миксовать части друг с другом. В камеру установлена оптика Fujinon Lens. В комплект также входит пульт дистанционного управления (что очень удобно в случае групповых фотосессий) и три объектива: широкоугольный, “рыбий глаз” и для макросъемки. Фотоаппарат тоже требует подзарядки. Стоимость Lomography LomoInstant Automat White LI150W начинается примерно от 7 000 руб.

Leica X (Typ 113)

Эта зеркальная камера, корпус которой сделан из прочного металла и обтянут кожей, надежен и незаменим для съемки в экстремальных условиях. Ее светосильный объектив не чувствителен к бликам и ореолам. Разрешение – более 16 мегапикселей. Также возможна видеосъемка в Full HD. Цена модели начинается от 100 000 руб.

Lomo Instant Automat South Beach

Яркая, легкая и стильная камера. Что касается технических характеристик, то они почти идентичны Lomography LomoInstant Automat White LI150W. Однако усовершенствован показатель выдержки – до 30 секунд и добавлен режим ночной съемки. Цена фотоаппарата от 8 000 рублей.

Leica M Edition 60 Kit

Эксклюзивная камера из нержавеющей стали и кожи (разработка Audi Design), выпущенная в 600 экземплярах. Разрешение – 24 мегапикселя, а максимальная выдержка составляет 60 секунд. Добавим к этому КМОП-матрицу, формат изображения DNG, возможность записи видео и звука и получим революционную модель пленочного фотоаппарата, лучше которой не найти. И это вопреки кажущейся простоте – на месте дисплея вы увидите только диск изменения ISO. Цена камеры начинается от 960 000 рублей.

Выбор именно этих пяти моделей связан с несколькими факторами. Это уникальные свойства и качества, бренды и возможности для творческого самовыражения. Какую выбрать, и что действительно лучше -классика или модерн, аналоговые или цифровые, зеркалки или беззеркальные фотоаппараты, современные или родом из СССР? Вот те вопросы, на которые вам еще только предстоит ответить.

Узкая пленка или средний формат?

Вероятно, вы знаете, что современные полнокадровые аппараты, гордо именуемые full frame, размером матрицы соответствуют обычной 35-мм фотопленке. Она же «тип 135», она же «узкая».

Существует пленка шире. Это «тип 120». Ее ширина 61,5 мм. Это называется «средний формат».Специальные среднеформатные аппараты могут формировать на пленке тип 120 кадры разных размеров. 60х45, 60х60, 60х90 мм и т.д. Это зависит от конкретного аппарата.

В принципе, большая физическая площадь кадра позволяет увеличить разрешение снимка при прочих равных. Для цифры это значит, что разрешение (резкость, детализация) растет без снижения физического размера пикселя, т.е. без роста шумов.

Среднеформатные цифровые аппараты существуют, но стоят, реально, как чугунный мост. Поэтому, среднеформатная пленка, это как раз возможность и попробовать и заплатить недорого.

Из этой логики можно выбрать и среднеформатный аппарат, если есть такое желание.

Правда, предупреждаю, чудес не бывает и волшебными ваши снимки только от того, что размер кадра больше — не станут. Зато саму пленку и услуги по проявке / печати будет найти сложнее и дороже.

Поэтому, если вы точно знаете, что хотите попробовать именно средний формат, — отличный выбор. Это интересно.

Если вам просто нужна пленка, лучше начать с узкой.

Чтобы тут закрыть вопрос о среднем формате, рассмотрим и конкретные модели фотоаппаратов.

Сразу оговорюсь, что здесь и далее я перечисляю не все возможные, по моему мнению, варианты, а оптимальные с т.з. цена / результат.

Это делается в первую очередь для тех, кто собирается найти аппарат и купить его. Если у вас что-то уже есть, а я эту модель не упоминаю, это не значит, что я против этой модели. Ваш вариант может быть, например, чуть более редким, чтобы стоило его искать. Но у вас-то он уже есть. И снимать им вполне можно.

Поищите на сайте обзор вашего аппарата или задайте вопрос на форуме.

Итак, чтобы не заплатить много, но максимально всех удивить, возьмите Любитель-166В или Москва-5. Необычный внешний вид, непривычные манипуляции, простые, надежные механизмы, невысокая цена. На фото Любитель-166. Это немного более редкая модель. Вам нужен тот, у которого после “166” есть буква “В” или “У”.

Если требуется сменная оптика, — ваш выбор Киев-60 TTL. Достаточный функционал, неплохая эргономика, доступный парк оптики. Все это будет существенно дешевле, чем импортные решения, но денег стоить все-таки будет.А мы возвращаемся к узкой пленке.

Принцип действия плёночных фотокамер

Принцип действия этих устройств заключается в следующем: свет проходит сквозь объектив, затем попадает на светочувствительный элемент в плёночном фотоаппарате или на матрицу в цифровом и фиксируется в виде рисунка.

Аналоговый фотоаппарат работает следующим образом: световой поток проникает через диафрагму, взаимодействует с реагентами на пленке и фиксируется на ней.

На вид фотоснимка могут повлиять следующие параметры: настройки оптики объектива, использование специальных линз, интенсивность освещения и угол падения освещения, время раскрытия диафрагмы. Эти и другие характеристики формируют художественное направление фотографии. Безусловно, основным параметром оценки снимка является точка зрения и эстетическое восприятие фотографа.

 

Какой пленочный фотоаппарат лучше выбрать?

Есть еще много классических б / у пленочных камер в продаже сегодня часто с полным обслуживанием и в полном рабочем состоянии. Вы можете рискнуть и сэкономить много денег, покупая у частных продавцов по объявлениям.

Но вы также можете купить совершенно новые пленочные камеры. Они могут быть очень дорогими и специализированными, но современная  даст вам аналоговый опыт, который вы не получите от цифровой камеры, в то время как камеры большого формата «view» предлагают размеры пленки, уровень качества и сложные движения камеры, которые мы привыкли считать само собой разумеющимися. Многие также принимают цифровые камеры, чтобы предложить переход между классическими методами и современными процессами визуализации.

Для других фотографов это грубое очарование и непредсказуемость старых камер, которые сегодня отсутствуют,и здесь одна компания изменила все. Лучшие Ломографические камеры реанимировали десятки старых конструкций камер, особенно дешевые пластиковые камеры моментального снимка, обычно российские. Не ожидайте технического совершенства (или даже технической компетентности). Ожидайте вневременного и пробуждающего воспоминания проблеска другой жизни.

Submission failed

Средний формат

Позвольте мне в виде предисловия к этому разделу начать с того, что средний формат обходится дорого и в покупке и в обработке. В мире много очень дорогих и очень впечатляющих камер, таких, как классический Hasselblad. Rollei также все ещё производит замечательные Двухобъективные зеркальные камеры, крепкие как танк и примерно по такой же стоимости.

Я расскажу о двух недорогих камерах начального уровня, но при этом способных делать незаурядные фотографии и доставлять удовольствие процессом съемки. Фотография ниже была сделана на Holga Wide Pinhole, которой потребовалось более пяти секунд на экспозицию ясным днем.

Holga Wide Pinhole (120WCP)

Время экспозиции очень продолжительно из-за небольшого количества света, попадающего на плёнку. Это означает, что всё, что движется будет по меньшей мере размыто, а быстродвижущиеся предметы скорее всего вообще не попадут на снимок. Например вы можете снять оживленную улицу совершенно пустой. Эта камера особенно интересна тем, что она может создавать огромные негативы размером 6 х 12 см.  И у нее очень широкий угол обзора – порядка 160 градусов.

Поскольку это пинхол – всё (что неподвижно) будет в фокусе. Другим малоизвестным фактом о пинхоле является то, что он не искажает изображение также как обычный объектив. Широкоугольный объектив искривит прямые линии, а пинхол – нет. Хитрость этой камеры в определении экспозиции. Нужно определить экспозицию для нормальной камеры с диафрагмой f/5.6, а затем умножить полученную выдержку на 1000. Так что если для обычной камеры требуется выдержка 1/60 секунды, то для Holga потребуется 16,6 секунд.

 Zeiss Nettar 515-2

С точки зрения удобства и доступности для среднего формата — Zeiss Nettar может быть вашим ежедневным спутником. Эти немецкие камеры созданы на века, а их способность складываться делает их более практичными, чем огромные Двухобъективные зеркальные камеры. Эта модель Nettar снимает на негативы размером 6 х 9 см, который близок по пропорциям к кадру 35-мм камер.

Видоискатель и кнопка спуска оптимизированы для горизонтальной съемки, что делает эту камеру очень удобной для людей, привыкших к стандартным мыльницам или зеркалкам. Но имейте в виду, что это старый аппарат. В нем нет экспозамера и в нем шкальный фокус как в Rollei 35. Но не стоит недооценивать его. Объектив резкий и, самое главное, он прост в использовании и переноске. Раскройте её на следующем семейном торжестве для нескольких фотографий и все будут потрясены. Когда люди говорят о классической камере – это именно то, что они имеют в виду.

 Сканирование

В завершение темы я хочу упомянуть о сканировании. Если вы планируете много снимать на плёнку – покупка сканера сэкономит вам много денег в долгосрочной перспективе. Выпущено множество сканеров и технология сканирования прошла долгий эволюционный путь.

А теперь – меньше слов и больше снимков. Выходите на улицу, будьте оригинальны, будьте старомодны и делайте отличные фотографии!

Шаг 2. Протестируйте ваш фотоаппарат

Очень важный этап, который упускает из внимания большинство начинающих пленочных фотографов. Из-за этого вы можете разочароваться в пленке, даже не попробовав ее. Чтобы этого не случилось, обязательно проверьте работоспособность вашей камеры прежде, чем начнете снимать на нее творческие сюжеты. Помните — в ваших руках неизбежно б/у техника, к тому же пока еще не знакомая в использовании. 

Б. Итак, пленка куплена — теперь нужно зарядить ее в фотоаппарат. Лучший способ научиться это делать — вбить в поиск на Youtube «как зарядить пленку в камеру …» (далее следует название вашей камеры). Почти в 100% случаев вы быстро найдёте внятное, наглядное и короткое видео и сможете повторить необходимые действия. Думая на шаг вперед, сразу же найдите и посмотрите второе видео «как извлечь пленку из камеры …»

В. Отснимите тестовую пленку. Лучше всего это делать буквально «не отходя от кассы», прямо в магазине, где вы купили пленку. Чаще всего там же вы сможете сдать ее на проявку. Не пытайтесь на этом этапе выдумать какие-то креативные сюжеты, иначе вы снова погрязнете. Не ожидайте на этом этапе от пленки волшебства. Ваша задача носит абсолютно прикладной и сугубо технический характер — проверить работоспособность комплекта «я + камера». Чем быстрее вы провернете эту скучную штуку, тем быстрее (и увереннее) приступите к самому вкусному.

Г. Извлеките пленку из камеры. Если по каким-либо причинам у вас не получается это сделать, обратитесь за помощью к сотруднику магазина, скорее всего вам помогут. Также, напомню, полезно заранее найти и посмотреть на Youtube видео про извлечение пленки из камеры вашего типа.

— вы можете заряжать пленку в камеру
— вы можете извлечь пленку из камеры
— вы можете выставить на камере параметры съемки и навестись на резкость
— ваша камера не засвечивает пленку
— ваша камера не царапает пленку

Этого более чем достаточно на данном этапе.

Убедиться в положительном результате тестовой съемки можно или через разглядывание сканов, или разложив негатив на светящемся просмотровом столе (есть в каждом специализированном магазине-лаборатории) и рассмотрев ее внимательно через лупу. Весьма полезным инструментом может оказаться айфон или другой смартфон с режимом инвертации цветов — просто включите его и в режиме макро рассмотрите негативы через телефон.

Сканирование и загрузка в интернет

Когда вы получите отпечатки, вам, скорее всего, захочется как-нибудь перенести их в компьютер. Некоторые фотолаборатории смогут записать для вас фотографии на диск, но, пожалуйста, не рассматривайте это как альтернативу отпечаткам. Это сильно ослабит весь процесс. Это волшебный момент, когда вы впервые просматриваете ваши новые отпечатки.

После этого вы также сможете отсканировать кадры, чтобы сохранить их в компьютере, что в общем здорово, только помните, что плохой сканер сильно повредит качеству изображений. После сканирования вы сможете загрузить ваши новые красивые пленочные кадры в интернет и показать миру, как здорово они выглядят. И не нужно просто оставлять отпечатки пылиться где-нибудь в коробке!

Зоркий-4

Плюсы

  • дизайн в стиле ретро
  • съемный объектив
  • ручная и длительная выдержка
  • корректировка на +/- 2.5 диоптрии

Минусы

небрежная сборка

От 4 428 ₽

«Зоркий-4» — представитель пленочных фотоаппаратов с металлическими шторками, в 70-ых годах выпускавшийся Красногорским механическим заводом. Дальномерная малоформатная камера оснащена синхронизатором и автоспуском. Для людей со слабым зрением предусмотрена возможность корректировки видоискателя на 2,5 диоптрий. Резьбовое соединение М39 обеспечивает плотную посадку объектива этого зеркального фотоаппарата и возможность его замены на широкоугольную оптику.

Как выбрать?

Какой пленочный фотоаппарат выбрать

Традиционные камеры предполагали, что внутри них будет находиться «карта памяти» — коммерческая светочувствительная плёночная лента. Такую плёнку необходимо покупать перед каждым сеансом применения камеры, что накладывало некий романтизм на весь процесс, но повышало его стоимость и ответственность со стороны пользователя. Также плёнку необходимо прокручивать внутри устройства. Это «механизирует» процесс и замедляет его, не говоря уж о том, что детали быстро изнашиваются, а плёнка может быть моментально испорчена, если неверно её заправить (засветить).

Современный плёночные камеры практически полностью лишены данных проблем. В них «оптимизирована» система механической замены плёнки, что делает устройство более устойчивым к поломкам. Также такие камеры — произведение искусства, несущие в себе романтизм того времени, где снимок был не так широко распространён, как в наши дни. Они не переводят изображение в цифровой код, что позволяет его проще хранить и работать с ним, а наоборот — они используют классический метод проявления фотографии, как и в более старые времена.

Использование пленки сегодня

Нашла ли пленка свое место в современном мире? Ведь было время, когда про нее забыли из-за появления первых смартфонов, а было время, когда пленка снова стала популярна.

Между прочим, многие методы, которые используются в современной фотографии, берут свое начало из пленочных фотокамер. Приложение Instagram, к примеру, эмулирует приемы ломографии, которую создали поклонники дешевых советских фотокамер ЛОМО. Растет популярность кросс-процессинга, который также использует опыт обработки пленок неверными реактивами с целью искажения цветов и повышения контрастности.

Несмотря на то, что производство фотопленок сейчас несколько затруднительно, американская корпорация Kodak продолжает производить их большое количество. А британская фирма Ilford, которая выпускают черно-белые пленки, снова процветает, производя пленки, несмотря на неминуемое банкротство, что ей пророчили 9 лет назад.

Варианты печати

Традиционный способ получения фотографий с пленки — оптическая печать. Проще всего печатать пленку в фотолаборатории. Можно делать это и самостоятельно, но для печати в домашних условиях вам потребуется фотоувеличитель, специальные химикаты и ряд других приспособлений. Цветная печать, так же как и проявка цветной пленки, достаточно сложна, требует дорогой, дефицитной и ядовитой химии, поэтому начинающему фотолюбителю доступна только черно-белая оптическая печать.

Печать цифровых фотографий удобна и универсальна. Вы можете пользоваться услугами фотолаборатории или, купив принтер, распечатывать снимки самостоятельно. Вы можете выбрать из огромного числа разных материалов — простая бумага, холст, пластиковая прозрачная и непрозрачная пленка.

Для перевода информации с пленки в цифровой формат используется гибридная цифро-аналоговая технология. Отснятую и проявленную пленку сканируют. Самый дешевый, но и наименее качественный вариант — планшетный сканер. Прекрасный результат позволяют получить сканеры, созданные специально для работы с пленкой, — фильм-сканеры. Стоят они заметно дороже.

Слабые места пленки

У пленочной фотографии есть уйма недостатков по сравнению с цифровой, и все они на слуху. Ниже представлены основные аргументы, выдвигаемые адептами цифровой фотографии в защиту своей позиции.

1. Цифровые камеры позволяют получить более быстрый результат. Вам нет необходимости каждый раз разыскивать необходимую пленку, потом проявлять ее, дома ли, в фотолаборатории ли, и, при возникновении необходимости отретушировать кадр, связываться с долгим и непростым процессом сканирования негативных или, что еще сложнее, позитивных пленок.

2. Результат съемки гораздо легче контролировать и править, ориентируясь на картинку на ЖК-дисплее. Если вы сталкиваетесь во время съемки со сложными условиями освещения, или же снимаете репортаж, вам куда проще будет снимать на цифровую камеру. Результат предсказуем, очень  легко подкорректировать экспозицию, посмотрев на полученный результат на экране.

3. Цифровые камеры имеют более широкий набор функций. С каждым днем производители все увеличивают количество настроек для облегчения жизни фотографов. Существуют специальные режимы для серийной съемки, автоматический брекетинг, режим для съемки свадеб, спорта, гор, с настроенными режимами баланса белого и экспопоправкой и т. д. На самом деле очень многие даже не снимают в ручном режиме, потому что для большинства ситуаций автоматическая настройка неплоха. Новые условия? Просто покрутите колесико. Стоит, правда, отметить, что в ряде пленочных камер эти функции также представлены, не во всех, но тем не менее, забывать об этом не стоит.

4. Сам процесс съемки происходит гораздо быстрее. Если вы снимаете свадьбу или репортаж, цифровые камеры работают быстрее и надежнее. Вам не нужно постоянно перекручивать пленку и переживать, что вы промахнулись с экспозицией, и уникальный заказ будет испорчен.

5. Дешевизна. Как уже было сказано выше, зеркальные камеры начального уровня типа Canon 1000D сейчас доступны очень многим. К ним в нагрузку производителем предлагается широчайшая линейка объективов и приспособлений. Вы не тратите деньги на расходные материалы (ну, кроме батареек и карт памяти), проявку и хороший сканер. Да и представьте, какую цену надо назначать за коммерческую съемку, чтобы хотя бы окупить пленку, а кадров будет априори меньше, и не все клиенты готовы на это пойти. К сожалению, количество сейчас для многих приоритетнее качества.

6. К пленочным камерам порой довольно сложно найти дополнительные аксессуары типа вспышек, макромехов, переходников и пультов управления. Многие камеры и объективы к ним просто сняты с производства, и раздобыть их можно только в комиссионных магазинах, или же купить с рук. Порой за самыми хорошими стеклами ведется настоящая охота.

7. Постоянно растущее качество цифровой фототехники. Каждая новая модель камеры гораздо лучше по размеру и разрешению матрицы, скорости съемки и доступным настройкам. Новые объективы имеют все меньше проблем типа аберраций, снижения резкости по краям или виньетирования. Например, на таких современных камерах как Canon EOS 5D Mark II вы можете снимать, используя ISO 1600-3200 и испытывая при этом минимальные затруднения от «зашумленности» кадра.

Итак. Почему же так много людей при всем при этом сейчас выбирают пленку, когда есть, казалось бы, более дешевый, простой и удобный путь? Давайте отвлечемся от рекламы и взглянем поближе на пленочную фотографию.

Творческий подход

Теперь ваша очередь дать шанс пленочной фотографии. Надеюсь, вы стали лучше понимать, что такое пленочная фотография, но есть еще множество вещей, которые вам только предстоит узнать. Попробуйте заполучить пленочный фотоаппарат. Сэкономьте пару пенни и найдите один на Ebay, или пойдите и поищите на чердаке в доме родителей.

Вы можете отправиться на съемку с цифровой и пленочной камерой, и испытать оба варианта в одно время. Сравните результаты и продолжайте экспериментировать с пленкой. Скоро вы будете готовы попробовать самостоятельную обработку результатов своих экспериментов!

Автор фотографии Der Ohlsen

Автор статьи: Simon Bray

Дальномерные фотоаппараты

Из дальномерных фотоаппаратов мы сразу отбросим те, что с несменной оптикой. Кто-то из них слишком редкий, чтобы был смысл искать. Юность, например. Кто-то имеет автоматику, которая нам не нужна, да и барахлить, скорее всего, будет. Например, это Сокол или Зоркий-10.

Если несменная оптика устраивает, возьмите лучше шкальник.

Среди дальномеров со сменной оптикой будем рассматривать два вида:— аппараты с резьбой М39— аппараты с байонетом Contax-Киев

Тут важно понимать, что дальномер у резьбовых аппаратов — штука капризная, и плохо переносит тяготы не всегда аккуратного хранения. В ряде случаев требуется юстировка под конкретный объектив

В общем, с высокой вероятностью на вашем резьбовом аппарате дальномер будет врать. Особенно, если применяется сменная оптика.

Скорее всего ситуация лучше у байонетных аппаратов Киев. Там сопряжение с дальномером устроено по-другому. Пожестче. Думаю, Киевы в плане работы дальномера надежнее. Хотя статистики у меня нет.

Поэтому, дальномерный фотоаппарат с резьбой М39 я все-таки предложил бы рассматривать больше как шкальник со сменой оптикой.

Если вы планируете снимать светосильной оптикой с размытием заднего фона, портрет, например, а штатный Юпитер-8 2/50 — это вполне себе светосильный объектив, то резьбовой аппарат точно не советую. На открытой диафрагме качества фокусировки будет недостаточно.

Желаете опробовать такой известный объектив как Юпитер-3 1,5/50, — не рекомендую пленочный дальномер. Вообще никакой. Ни резьбовой, ни байонетный.

F1,5 слишком критичная к точности фокуса диафрагма. Можете попробовать использовать строительный лазерный дальномер и выставлять точную дистанцию по шкале. Но с Юпитер-3 есть свои заморочки.

В общем, дальномерная светосильная оптика однозначно имеет право на вторую жизнь, но только на цифровых беззеркалках.

Что у нас есть из широкоугольных объективов?

Есть Юпитер-12 2,8/35.

Все примеры объективов, что привел в блоке про дальномеры — существуют и в резьбовом и в байонетном вариантах.

Юпитер-12 — объектив распространенный и недорогой. Фокусное расстояние в 35 мм даст достаточно широкий угол. Шире, чем 40 мм, которые вам предложат шкальники.

«Прижав» диафрагму вы получите достаточно большую ГРИП, чтобы снимать архитектуру и прочие виды с фокусом на ГФР. Так мы или вообще уходим от необходимости использования дальномера или в достаточной степени компенсируем его промахи.

С Юпитер-12 вам нужен будет внешний видоискатель. Тот, что встроен в аппарат рассчитан только на штатные, менее широкоугольные объективы с ФР 50 мм. Вы не увидите реальных краев кадра.

Сейчас нетрудно и недорого найти внешний видоискатель и конкретно под 35 мм и универсальный, в котором для 35 мм вариант тоже имеется.

Выглядит аппарат с внешним видоискателем нетипично.

Существуют и более широкоугольные объективы, например, Орион-15 6/28. Но это уже слишком дорогое решение, чтобы просто попробовать.

Итого.

Для съемки светосильной (в т.ч. штатной) оптикой на открытых диафрагмах я дальномерные аппараты пробовать не рекомендую. Поставьте объектив на цифру.

Для использования штатной оптики с «прижатой» диафрагмой лучше взять Киев. Функционал пошире и на точный дальномер надежды побольше. Дальномеры Киев дают выдержку 1/1000, и она может пригодиться. Хотя остро необходимой не является.

Посмотрите что-то из: Киев-4А, Киев-4АМ, Киев-4, Киев-4М. Это все четвертая модель в разных вариациях.

Причем, встроенный экспонометр скорее всего не будет работать корректно. Но с ним внешний вид интереснее.

Для использования Юпитер-12 и более широкоугольной оптики с фокусом на ГФР или около того, можно дополнительно к Киеву посмотреть еще эти варианты: ФЭД-3, Зоркий-4, Зоркий-4К.

Общая рекомендация. Если покупаете аппарат «с хранения», отдавайте предпочтение годам выпуска от 1970, наверное примерно. Чем моложе аппарат, тем меньше шансов, что застыла смазка. Если была профилактика и вы ей доверяете, то можно брать хоть довоенный. Ассортимент моделей сильно расширяется.Сама по себе конструкция старых дальномерных аппаратов очень надежная. Материал шторок и смазка, — вот то, что портится просто от времени.

Стена вторая: остановка развития

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector