Как научиться быстро запоминать новую информацию или иностранные слова с помощью техники мнемоника?
Содержание:
- Рекомендации
- На Айфоне
- Техники эффективного запоминания
- Процессы памяти. Рациональные приемы запоминания информации
- Принципы запоминания
- Как научиться хорошо запоминать – специфика памяти
- Система запоминания «Джордано»
- ProduKey
- Что такое память
- Прием версификации
- Всё расскажет консоль
- Упражнения для развития памяти
- Мнемофразы
- Интерференция
- Использование мнемотехник
- Как помочь мозгу работать продуктивнее
- Алгоритм запоминания информации. Что такое память
- Законы памяти в психологии
- Спящий режим (гибернация)
- Диета для памяти
- Несколько советов в заключение
- Заключение
Рекомендации
Школьникам и студентам рекомендуется использовать весь имеющийся потенциал мышления. Желательно не пользоваться шпаргалками и как можно реже использовать интернет для поиска необходимого учебного материала. Надо стремиться воссоздавать нужные сведения самостоятельно с опорой на собственную память.
Любую новую информацию следует пересказывать своими словами, при этом желательно связывать её с приобретёнными ранее знаниями, проводить между ними параллели и ассоциировать с событиями из личного опыта.
Для осмысления объёмных сведений советуют технику чередования. Вначале частично выполняют задания по одному предмету, потом переключаются на другую дисциплину, возвращаясь поочерёдно к предыдущему материалу.
На Айфоне
Техники эффективного запоминания
Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.
Ключевые слова
Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.
По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится
Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте
Логические цепочки
Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.
Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.
Рифмы
Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.
Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.
Смотреть, обидеть, видеть.
Держать и ненавидеть.
Зависеть, слышать, гнать.
Вертеть, терпеть, дышать.
Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.
Аббревиатуры
Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.
Мнемонические фразы
Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:
- “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
- “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).
Эффект края
Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.
Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.
Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.
А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.
Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.
Ошибайтесь
Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.
В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.
Процессы памяти. Рациональные приемы запоминания информации
Процессы
памяти:
Запоминание —
это процесс памяти, посредством которого
происходит запечатление следов, ввод
новых элементов ощущений, восприятия,
мышления или переживания в систему
ассоциативных связей. Основу запоминания
составляет связь материала со смыслом
в одно целое. Установление смысловых
связей — результат работы мышления
над содержанием запоминаемого материала.
Хранение —
процесс накопления материала в структуре
памяти, включающий его переработку и
усвоение. Сохранение опыта дает
возможность для обучения человека,
развития его перцептивных (внутренних
оценок, восприятия мира) процессов,
мышления и речи.
Воспроизведение
и узнавание — процесс актуализации
элементов прошлого опыта (образов,
мыслей, чувств, движений). Простой формой
воспроизведения является узнавание —
опознание воспринимаемого объекта или
явления как уже известного по прошлому
опыту, установлением сходств между
объектом и образом его в памяти.
Воспроизведение бывает произвольным
и непроизвольным. При непроизвольном
образ всплывает в сознании без усилий
человека.
Если
в процессе воспроизведения возникают
затруднения, то идёт процесс припоминания.
Отбор элементов, нужных с точки зрения
требуемой задачи. Воспроизведенная
информация не является точной копией
того, что запечатлено в памяти. Информация
всегда преобразовывается, перестраивается.
Забывание —
потеря возможности воспроизведения,
а иногда даже узнавания ранее запомненного.
Наиболее часто забывается то, что
незначимо. Забывание может быть частичным
(воспроизведение не полностью или с
ошибкой) и полным (невозможность
воспроизведения и узнавания). Выделяют
временное и длительное забывание.
Рациональные
приемы запоминания информации:
Рациональный —
основной способ запоминания. Насколько
эффективно мы можем его использовать,
определяется возможность нашего
интеллекта в целом. Этот способ основан
на установлении смысловых, логических
связей внутри запоминаемого материала,
а также между ним и накопленными знаниями.
Смысловые связи, на которых основано
рациональное заучивание, характеризуются
большей прочностью, чем механически
возникающие связи. Одним из важнейших
приемов рационального запоминания
является прежде всего смысловая
группировка материала, т.е. группировка
его по смыслу. Так, следователь, запоминая
информацию, содержащуюся в материалах
уголовного дела, мысленно разбивает ее
на определенные группы, объединенные
между собой общим смысловым стержнем.
Пользуясь этим способом, мы применяем
логическую память. Тренировать ее —
значит тренировать интеллект, углублять
и расширять свои знания.
Механический способ
— тот, который мы называем «зубрежкой».
Его основой является простое повторение
того, что запоминается, многократное
восприятие его, не сопровождаемое
осмысливанием его содержания. Так
запоминаются, например, многие номера
телефонов, которые мы сохраняем в памяти,
часто не осмысливая соотношений между
отдельными числами, входящими в их
состав. Механическое заучивание опирается
также, как и всякое запоминание, на
возникновение связей, образующихся
между тем, что заучивается нами.
Механическая
память — это элементарная основа более
высоких видов памяти. Без нее мы не можем
обойтись. И эффективность этого способа
заучивания можно повысить за счет его
рациональной организации. Большое
значение здесь играют процессы нашей
воли и внимания.
Мнемотехнический способ
запоминания — самый интересный и наиболее
тренируемый. Это способ опосредованного
запоминания в основном несмысловой
информации. С его помощью можно заметно
усилить рациональный способ запоминания
смысловой информации и неизмеримо
повысить эффективность механического
запоминания несмыслового материала.
Этот способ заключается в том, что
запоминаемый материал по определенным
правилам переводится в другую знаковую
систему, в иные образы, в нем выделяются
не имеющие смыслового содержания
ассоциативные и структурные связи,
которые запоминаются лучше. Мнемотехника
— сильное вспомогательное средство при
запоминании. Но она ни в коем случае не
заменяет другие способы запоминания,
а лишь дополняет их в необходимых
случаях.
Принципы запоминания
Память является сложным психическим процессом и включает в себя четыре ступени:
- запоминание;
- хранение;
- воспроизведение;
- забывание.
Специалистами в области психологии и медицины замечено, что у памяти есть одна особенность: если ее не использовать по назначению и не развивать, она со временем теряет свои свойства. Это провоцирует начало других деструктивных процессов, которые могут отразиться на когнитивной и психической функциях сознания.
С проблемой запоминания большого объема информации в разных ситуациях сталкиваются все люди, но ее усиление неизбежно приходит с возрастом. При правильном развитии человеческого сознания память прогрессирует до 25 лет, в среднем возрасте держится на одном уровне, а в пожилом – постепенно ухудшается.
Чтобы максимально избежать негативных последствий процесса ухудшения памяти, ее необходимо тренировать по подобию тренировок мышц. Суть тренировок проста – надо больше и чаще вовлекать память в работу. Для этого придумано большое количество разных способов и мнемотехник. Прежде чем приступать к их освоению, следует узнать, какой бывает память, а также в чем заключен принцип запоминания. Память бывает произвольная и непроизвольная.
- Произвольное запоминание происходит при участии воли человека тогда, когда нужно усвоить информацию, а для этого требуется приложить усилие. Произвольная память, в свою очередь, делится на механическую (зазубривание наизусть) и логическую (осмысленную).
- Непроизвольная память работает без участия воли человека. Информация записывается в сознание самостоятельно. Обычно это происходит под действием сильного впечатления и большой заинтересованности. Интересная, нужная и важная информация запоминается человеком сама собой, причём без каких либо особых усилий.
Чтобы информация сохранилась в памяти надолго или даже навсегда, ее необходимо подвергнуть анализу, сравнению, рассмотрению с разных точек зрения, критическому восприятию и обработке. Это значит, что быстрое и произвольное запоминание возможно только при подключении мышления и логики.
Кроме того, память можно разделить на 3 вида в зависимости от преобладающего типа восприятия информации.
- Зрительная (визуальная). Информация запоминается преимущественно через зрение, наблюдение, рассматривание.
- Слуховая (аудиальная). Информация наилучшим образом усваивается на слух (через прослушивание).
- Тактильная (кинестетическая). Человек, в котором преобладает такой вид памяти, лучше всего запоминает информацию через прикосновения.
- Обонятельная и вкусовая. Встречаются гораздо реже в виде преобладающих в человеке типов памяти. Запоминание через запахи и вкусы выступает чаще на второстепенной роли. В некоторых профессиях главную роль играют именно такие виды памяти, например, повар или парфюмер. Поэтому такие виды восприятия информации тоже хорошо поддаются тренировкам и успешно развиваются.
Для понимания того, какой именно вид восприятия информации преобладает в человеке, проводятся различные тестирования. Это делается для достижения наибольших результатов, когда необходимо запомнить большой объем информации. Например, если студенту известно, что он аудиал, то готовясь к экзамену, он либо читает информацию вслух, либо прослушивает аудиозаписи лекций. В случае, когда он визуал, то прочитанный про себя текст хорошо запомнится ему лишь тогда, когда он сможет представить его в виде конкретных зрительных образов. А вот кинестетику для эффективного запоминания необходимо прописывать тексты, так как именно в процессе написания и происходит запись информации в сознание.
Как научиться хорошо запоминать – специфика памяти
Информация в мозг поступает по нескольким каналам сразу. Это и слух, и зрение, и обоняние, и осязание. Данные собираются воедино, создавая цельную картину, которую человек и запоминает. Всего можно выделить 3 этапа в этом процессе:
- Восприятие и сбор сведений.
- Перемещение данных в кратковременную память – на несколько секунд.
- Переход информации в долговременную память – на несколько минут и даже на многие годы
На этапе «восприятие – кратковременная память» главную роль играет внимание. Именно внимание определяет, сколько сведений человек может запомнить за один раз
Переход данных из кратковременной памяти в долговременную происходит по определенным алгоритмам. Этому способствуют ассоциации, повторения, мнемотехники и иные схемы. Задача мозга связать кусочки данных в единое целое, и в этом ему можно успешно помочь.
Система запоминания «Джордано»
Для длительного сохранения в памяти различных чисел, номеров телефонов, адресов, точных дат, топонимических названий, фамилий, имён, отчеств, одной из наиболее эффективных техник признана система «Джордано». Основные этапы включают в себя кодирование деталей запоминаемого материала в зрительные образы, сам процесс последовательного заучивания информации и её закрепление в памяти.
Кодирование в визуальный образ не является самим запоминанием. Это только подготовка к нему. Например, срочно надо зафиксировать в памяти номер телефона 8-914-240-53-03. Он может быть закодирован следующим образом. Восьмёрка представляет собой песочные часы, в которых отражается эпизод, связанный с началом Первой мировой войны.
Следующие 3 цифры запоминают, представляя зрительно ежа с двумя торчащими в разные стороны иглами, к одной из которых прицеплен чайный пакетик, так как цифра «4» похожа на букву «Ч». На другой игле виднеется яйцо, потому что оно по форме напоминает ноль.
По ежу стекает пот. В первой букве слова закодирована пятёрка, а в последней – тройка. Машина скорой помощи, на которой ярко написано «03», увозит заболевшего ёжика.
Сначала выделяют основу будущей ассоциации. Нужно создать 3 части отдельных её звеньев, а потом представить целиком. На образование одной связи обычно уходит 5-6 секунд. Надо запомнить все образовавшиеся связи между элементами созданных в воображении сведений.
Запоминание последовательности ассоциаций происходит 2 способами. Первый предполагает создание ассоциативного ряда из необходимого количества стимулирующих образов. Второй способ подразумевает формирование информационного блока с помощью непосредственно соединённых между собой ассоциаций. Закрепление необходимого материала осуществляется посредством его сознательной проработки в воображении.
Информация закрепляется при использовании приёма активного повторения. Мысленно воспроизводят в памяти все события, связанные с заучиванием номера телефона.
ProduKey
Что такое память
В наше время, когда есть возможность записать, найти и извлечь информацию из любого ее носителя, по-прежнему ценится хорошая память и вопрос: «как быстро запоминать информацию», остается актуальным.
Иногда запоминание кажется бессмысленным занятием, ведь можно зайти в интернет и «вспомнить» то, что нужно. Однако не всегда есть время на поиски информации, иногда нужно срочно запомнить или вспомнить.
Кроме того, память, которой не пользуются, постепенно утрачивает свои функции, а вместе с этим страдают и остальные психические познавательные процессы, падает коэффициент интеллекта.
Память нужно тренировать! Делать это нетрудно – нужно чаще пользоваться ею, облегчая процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации различными приемами и техниками.
Благодаря наличию памяти, человек учится и развивается как личность, так как имеет возможность хранить накопленный жизненный опыт, знания, умения и навыки.
Чем старше человек, тем чаще у него возникает вопрос: «Как запомнить большой объем информации?». Хотя с проблемой запоминания сталкиваются практически все люди. В норме, если от рождения до двадцати пяти лет память только улучшается, в зрелом возрасте она остается относительно постоянной, а в старости ухудшается.
Совокупность мнемотехник называют мнемоникой, в переводе с древнегреческого «искусство запоминания». Это самая популярная на сегодняшний день методика запоминания информации надолго.
Прием версификации
Наряду с известными и распространенными приемами мнемотехники, есть довольно оригинальные, но тоже эффективные. Одним из таких способов является метод версификации – это рифмование, стихосложение. Думаю, вы заметили, что стихотворение запомнить легче, чем прозаический текст. Главная причина тут в рифме (хотя и ритм тоже имеет значение). Рифмы играют роль крючочков, которые вытягивают следующую строку. В данном случае тоже устанавливаются связи-ассоциации, но они носят звуковой и ритмический характер.
Этот прием широко используется в школе для запоминания правил и законов. Например, всем известная фраза «пифагоровы штаны на все стороны равны» помогает запомнить, что квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов его катетов. А это из русского языка:
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на «е» спрягать нельзя.
Вообще прием версификации можно использовать для запоминания любой информации небольшого объема. Например, последовательности цветов в радуге-спектре: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь». Эта рифмованная строчка менее известна, но более интересна, чем привычная: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
А это порядок расположения планет в солнечной системе: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли». Но придумывать рифмованные запоминалки можно посоветовать тем, кто вообще любит сочинять стихи.
Очень часто, изучив информацию о приемах мнемотехники, люди скептически хмыкают и не спешат их использовать. Почему? Не потому, что не верят в их эффективность, а так как считают, что проще и быстрее 25 раз повторить, чем сочинять стихотворение, составлять план или придумывать яркую живую картинку, а уж тем более размышлять над сложным и нудным текстом. Это же думать надо!
Вот именно! А зачем вам бессмысленно задолбленная, обрывочная (вся все равно не запомнится) информация? Предложенные здесь приемы не просто мнемотехника, они развивают мышление, творческие способности и создают привычку правильного, осмысленного запоминания. С их помощью вы сможете по-настоящему овладеть искусством мнемоники.
Видео версия статьи:
Всё расскажет консоль
Упражнения для развития памяти
После того как вы поработали над воображением, пора переходить непосредственно к памяти. Предлагаю два действенных упражнения.
Парочки
Например, нужно запомнить слово подушка, что по-английски pillow . Теперь подберите фонетически похожее русское слово, например, пила. Свяжите два образа (пила и подушка).
Представьте огромную белую мягкую пуховую подушку, которую пилит пила. Разумеется, весь пух разлетается по воздуху и все вокруг становится белым. Держите эту картинку в голове и повторите три раза вслух: pillow, pillow, pillow.
Если слово длинное, делите его на два мелких, например, слово созвездие (constellation) можно представить как коня с тележкой. Главное условие — создать максимально яркую связь между образами, которую не нужно будет вспоминать (картинка сама появится в голове). Дальше желательно как можно быстрее переходить на материал, который будет актуален для вашей работы.
Цепочки
Второе упражнение называется «Цепочки». Оно предполагает запоминание слов с помощью яркой придуманной истории. Так можно запомнить список покупок.
Например: хлеб, апельсины, колбаса, стиральный порошок, лампочка. Представьте свежую половинку хлеба, которую вы взяли с прилавка. Вы уже готовитесь положить ее в корзину, но замечаете, что из хлебной мякоти торчит апельсиновая корка. Вы тяните за нее и вытаскиваете целый апельсин. Теперь разрезаете его, а внутри не апельсин, а колбаса, но и с ней не все в порядке. Из белых прожилок в мясе прямо на пол начинает сыпаться стиральный порошок. Вы смотрите на гору порошка на полу, а внутри горит лампочка. Чем забавнее и необычнее будет ваша история, тем быстрее вы вспомните элементы цепочки.
Мнемофразы
Мнемоническая фраза представляет короткое, зачастую рифмованное предложение. Строятся мнемофразы на основе искусственных ассоциаций. Используется, если необходимо запомнить не слишком увлекательные факты.
Часто этот прием применяется в школьной практике. Например, на уроках русского языка при изучении правописания наречий: уж замуж невтерпеж; при разграничении схожих глаголов: надеть одежду, одеть Надежду. Примером рифмованной мнемофразы может послужить известное из уроков геометрии шуточное определение биссектрисы: это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
Интерференция
Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.
Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.
Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.
И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.
Использование мнемотехник
Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:
- Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
- Рифмуйте информацию , которую Вам тяжело запомнить.
- Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой «ABC song». И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
- Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.
Как помочь мозгу работать продуктивнее
Вы можете делать все правильно, но ничего не запоминать. Информация будет просто испаряться, только что заученные данные начнут путаться в голове, переплетаться и замещаться. Причина тому – усталость и неготовность вашего мозга. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучить короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживать ночь над горой учебников.
Как помочь мозгу работать продуктивнее:
- высыпаться – нормальный, здоровый сон достаточной продолжительности оказывает благотворное влияние на процессы запоминания информации;
- не учить материал ночью – «трудовая» ночь перед экзаменом всегда была главной ошибкой студентов, ведь без отдыха мозг просто не сможет ничего запомнить;
- правильно питаться – добавьте в рацион углеводистые фрукты (например, бананы), орехи и другие способствующие повышению мозговой активности продукты;
- добавить кислорода – он жизненно необходим для правильной работы мозга, поэтому проветривайте комнату как можно чаще;
- не забывать о физической активности – ученые не раз подтверждали, что чередующие процесс изучения с физическими нагрузками люди лучше запоминают и усваивают материал.
Если вы хотите заставить свой мозг работать на полную катушку и считаете, что за одну ночь за учебниками ему ничего не будет, то вы ошибаетесь. Наша физиология такова – без отдыха продуктивность, а значит и мозговая активность снижается. Поэтому после ночи за конспектами вы можете не только не вспомнить только что заученную информацию, но и забыть ту, которую отлично знали до «ночного марафона».
Алгоритм запоминания информации. Что такое память
В наше время, когда есть возможность записать, найти и извлечь информацию из любого ее носителя, по-прежнему ценится хорошая память и вопрос: «как быстро запоминать информацию», остается актуальным.
Иногда запоминание кажется бессмысленным занятием, ведь можно зайти в интернет и «вспомнить» то, что нужно. Однако не всегда есть время на поиски информации, иногда нужно срочно запомнить или вспомнить.
Кроме того, память, которой не пользуются, постепенно утрачивает свои функции, а вместе с этим страдают и остальные психические познавательные процессы, падает коэффициент интеллекта.
Память нужно тренировать ! Делать это нетрудно – нужно чаще пользоваться ею, облегчая процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации различными приемами и техниками.
Память – сложный психический познавательный процесс, функция и способность, включающая четыре этапа: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.
Благодаря наличию памяти, человек учится и развивается как личность, так как имеет возможность хранить накопленный жизненный опыт, знания, умения и навыки.
Чем старше человек, тем чаще у него возникает вопрос: «Как запомнить большой объем информации?». Хотя с проблемой запоминания сталкиваются практически все люди. В норме, если от рождения до двадцати пяти лет память только улучшается, в зрелом возрасте она остается относительно постоянной, а в старости ухудшается.
Разработано множество техник, призванных облегчить процесс запоминания. Те из них, которые улучшают память за счет образования ассоциативных связей, называют мнемотехниками.
Совокупность мнемотехник называют мнемоникой, в переводе с древнегреческого «искусство запоминания». Это самая популярная на сегодняшний день методика запоминания информации надолго.
Законы памяти в психологии
Закон ярких впечатлений воздействует на запоминание. Память всегда реагирует на сильные впечатления, поэтому яркие события запоминаются быстро и легко. Можно без особого труда вспомнить любой очень интересный эпизод, который случился достаточно давно. Надолго остаётся в памяти человек, который выделился экстравагантной одеждой или неординарным поведением. При необходимости заучить какие-нибудь сведения надо придать им яркость и необычность.
Закон значимости информации распределяет сведения по их нужности. Всё, что необходимо для выживания, удовлетворения потребностей, не вызывает никаких проблем с запоминанием. Индивидуальные привязанности, жизненные ценности, хобби, личные эмоции и чувства запоминаются без приложения особых усилий.
Закон мотивации действует при наличии побуждающей силы, большого желания овладеть материалом. Намечающаяся награда в конкурсе или на соревнованиях наделяет сильной мотивацией для выучивания множества различных фактов и сведений. Замечено, что ученикам сложно осваивать именно те предметы, которые, как они думают, им не пригодятся в жизни.
Закон деятельности предполагает перед укреплением информации в памяти произвести какое-либо действие. Это могут быть подсчёты, сопоставления, вычленение главных идей. Можно искусственно включаться в работу над сведениями, поработать с ними. Любые произведённые действия улучшают процесс заучивания.
Изучение настроек и установок перед началом освоения любого материала обязательно. Для рационального применения ресурсов памяти надо подготовиться к его восприятию. Рекомендуется бегло просматривать всю информацию, подлежащую изучению.
Закон предшествующих знаний предполагает опору на накопленный опыт. Связь со знакомым материалом помогает легче усвоить новые сведения. Надо провести параллели, анализ и систематизацию фактов.
Закон взаимовлияния следов памяти предусматривает организацию работы над запоминанием с чередованием мыслительных процессов и коротких пауз, за период которых данные закрепляются в мозговых структурах.
Спящий режим (гибернация)
Диета для памяти
Не секрет, что многие химические вещества усиливают память, многие ослабляют. Приведем перечень тех и других веществ. Память укрепляют продукты, богатые магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), а также чай и кофе, содержащие кофеин. Но! Есть разновидность людей, которых кофе вгоняет в сон. Проверить это можно уже по реакции на четвертую-пятую чашку кофе в жизни (первые непоказательны).
Изменить в этой области ничего нельзя, остается лишь примириться с судьбой. Память ослабляют и разрушают атропин, скополамин, никотин (вот этот при каждом употреблении поначалу даже активизирует умственную деятельность, но в целом память от него мало-помалу слабеет) и алкоголь.
Несколько советов в заключение
Тренировать мозг и память можно с помощью простых задач и действий. Достаточно начать делать вещи другой (не доминирующей) рукой. Так можно писать СМС, чистить зубы, поливать цветы и т.д. Изначально это будет сложно, но постепенно, по мере тренировки другой части мозга, выполнение таких действий будет облегчаться. Можно также попытаться временно отключить зрение. Делайте некоторые действия с закрытыми глазами, стимулируя другие чувства. Попытайтесь намазать хлеб маслом и затем съесть его вслепую.
Попробуйте делать вещи в другом не привычном порядке. Преимущественно, мы совершаем повседневные действия автоматически, не задумываясь. Попробуйте изменить их порядок. Мозг выйдет из стереотипа, активируется. Эту способность впоследствии можно использовать для решения различных проблем в повседневной жизни. Вы сами будете в состоянии выйти из стереотипов, придумать новые решения.
Заключение
Подавляющее большинство наших систематических знаний
возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить
соответствующий материал, чтобы сохранить его в памяти.
За века истории
человечество создало немало приемов для запоминания и удержания информации в
памяти. На основе анализа перечисленных выше мнемических приёмов можно кратко
сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:
1. Поставить
задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.
2
Сосредоточить
все внимание на том, что надо усвоить
3. Хорошо понять
учебный материал, связав его с тем, что уже известно.
4. Составить план
запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.
5. Если материал
большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать
все в целом.
6. После
прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В
случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться
припомнить забытое.
7. Повторять
материал, пока он еще не забыт.
8. Распределять
повторения на более продолжительное время (не повторять «залпом», например,
только перед самым экзаменом).
9. Использовать
при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые
индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).
10. В зависимости
от формы и стиля усваиваемой информации использовать различные мнемические
приёмы, мнемотехнику и любые другие эффективные средства быстрого и прочного
запоминания.
11. Трудный
материал следует повторять перед сном, а затем утром, «на свежую память».
13. Надо увеличивать
объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено.
Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.
Не каждому человеку от природы дана совершенная память,
способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для
хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео — и
компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей
человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной
памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать.
Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие
способностей по анализу огромного потока поступающей информации.
Использование мнемических приёмов может помочь значительно
облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым
и эффективным, но и приятным, понятным и интересным
Особенно важно это для
тех, кто участвует в учебном или научном процессе